Моретти рассказывает личные истории, которые понятны каждому и каждого касаются, сочетая трагическое и комическое в искреннем и захватывающем повествовании. Он обладатель множества премий и наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за «Комнату сына», восемь премий итальянской Академии кинематографии «Давид Донателло» и одиннадцать наград Итальянской национальной ассоциации киножурналистов «Серебряная лента».
Ваши фильмы тесно связаны с Римом. Столица Италии — колыбель истории и искусства, известная всему миру. При этом в городе есть интересные места, с которыми туристы почти не знакомы. Например, кварталы Гарбателла и Спиначето, по которым ездит герой фильма «Дорогой дневник». Есть ли в Риме другие любопытные и малоизвестные места?
Конечно! Например, квартал всемирной выставки EUR, где царит совершенно особая атмосфера — почти метафизическая, как на картине Де Кирико.
В том же фильме Рим — это не просто место действия, а полноценный персонаж истории. Есть ли в Италии другие города, где Вы бы хотели снимать кино?
Действие «Комнаты сына» происходит в Анконе. Мне показалось, что это место лучше подходило, чтобы рассказать историю, в которой столько боли. Жителей Анконы мой выбор очень удивил, они спрашивали меня: «Почему ты приехал снимать свой фильм сюда?». Я тогда решил, что нужно уехать подальше от мегаполиса и рассказать об этом страшном горе в маленьком городе, где — быть может, это лишь моя иллюзия, — всё ещё живо чувство сообщества.
Рим продолжает вдохновлять многих режиссёров, каждый из которых показывает город по-разному. Есть ли кто-то из ваших коллег, чей взгляд на Рим вам близок?
Да, конечно. Я могу вспомнить «Римское лето» Маттео Гарроне или «Праздничный обед жарким летом» Джанни ди Грегорио. И там, и там о Риме говорится с любовью, иронией, изнутри — и это меня очень заинтересовало.
Вы по-прежнему привязаны к местам, показанным в «Дорогом дневнике»?
Я думаю, да. Да и к предметам из фильма тоже: к сожалению, мопед Vespa [на котором ездит главный герой в первой части – прим. ред.] уже отслужил своё, и три года назад я отправил его на пенсию и преподнёс в дар Музею кино в Турине.
Как вы относитесь к итальянскому ландшафту? Насколько пейзаж — городской или сельский — важен для вашего кино?
Если исключить «Комнату сына», Рим всегда был естественной средой для моих фильмов. Мои первые работы вполне можно охарактеризовать как «римские фильмы»: возможно, сам того не желая, я говорил в них не только о политической, социальной и поколенческой среде, но и о самом месте. Хотя вообще-то я так чётко выбирал районы для съёмок в силу того, что это были сами собой разумеющиеся места для тех историй, которые приходили мне в голову.
Эпизод с поездкой по островам в «Дорогом дневнике» также основан на вашем личном опыте?
Нет, этот эпизод я придумал как-то раз, когда пролетал над Эолийским архипелагом и увидел все острова одновременно, в одном кадре. Тогда мне пришла в голову мысль об этом соперничестве между островами: на самом деле их жители совершенно не враждуют между собой, а вот те, кто приезжает отдыхать, — ещё как! Те, кто выбирает Панарею, презирают тех, кто выбирает Стромболи или Салину; те, кому нравится Аликуди, презирают тех, кому по душе Липари или Панарея: между гостями, клиентами Эолийских островов идёт ожесточённое соперничество, которого, повторюсь, вовсе нет между их обитателями. Вот тогда я и придумал рассказать об этой вражде между такими близкими друг к другу островами.
Вам нравится отдыхать в Италии? Есть ли какое-нибудь малоизвестное место, которое вы могли бы порекомендовать нашим читателям?
Я всего пару раз ненадолго заезжал в Лечче, но все мне говорят, что полуостров Саленто прекрасен. Я могу посоветовать мыс Конеро недалеко от Анконы: мне это место дорого, потому что я жил там, в небольшом городке, во время съёмок «Комнаты сына». Я провёл там несколько месяцев…
Вы могли бы назвать два-три итальянских фильма, которые необходимо посмотреть человеку, желающему составить себе первое впечатление о сегодняшней Италии?
Непростой вопрос! Не знаю. Я назову первые, которые приходят в голову: «Гоморра» Маттео Гарроне, «Человеческий капитал» Паоло Вирци, «Похититель детей» Джанни Амелио.