Поиск

Поиск

Арабо-норманнские памятники Палермо

2 июля 2015 г. памятники арабо-норманнского стиля в Палермо, а также соборы в Чефалу и Монреале были внесены в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Пользуясь случаем, мы хотели бы познакомить вас с одним из наиболее интересных и наименее известных широкой публике сокровищ Италии

 

Периоды арабского и норманнского владычества оставили глубокий след в культурной среде и архитектурном облике Палермо; до наших дней дошли сразу несколько оригинальных зданий, воплотивших в себе ключевые характеристики художественных стилей этих двух народов. Большой интерес представляют мозаики кафедрального собора и Палатинской капеллы в Норманнском дворце. Многие христианские храмы изначально служили мечетями: например, церковь Маджоне, где сохранились руины арабской башни, или церковь Сан-Катальдо с тремя красными куполами на восточный манер. Есть здесь и сооружения, целиком и полностью выполненные в арабском стиле: например, замок Циза, в залах которого также можно полюбоваться коллекцией исламского искусства.

 

Кафедральный собор

Кафедральный собор в Палермо / Shutterstock.com

В здании собора Успения Девы Марии сочетаются различные стилистические элементы. Первоначально это была базилика которую арабы в IX в. переделали под мечеть. После взятия Палермо норманнами в 1072 г. храм снова освятили в честь Богородицы, а веком позже, в 1185 г., архиепископ Гвалтьеро Оффамилио заложил первый камень в основание нового здания собора. Наконец, в конце XVIII в., интерьер церкви был радикально переделан по проекту Фердинандо Фуги. Фасад собора украшали мастера XIV-XV вв. По углам здания располагаются четыре норманнские башни, а вот башенки с окнами-бифорами, колонны и зубцы с правой стороны собора выполнены в готическом стиле.

 

Королевский (Норманнский) дворец

Королевский (Норманнский) дворец и купола церкви Сан-Джованни-дельи-Эремити / Shutterstock.com

Королевский (Норманнский) дворец воздвигнут на руинах первых пунических поселений в Палермо, часть которых уцелела в подземельях здания. Первые постройки здесь начали возводить в IX в., в эпоху арабского господства. Изначально дворцовый комплекс соединялся с собором отдельной крытой улицей.

Впоследствии норманны сделали эту цитадель жизненно важным центром своего королевства и построили четыре башни, связанные между собой садами и крытыми галереями. Великолепную дворцовую капеллу святых Петра и Павла, созданную по заказу Рожера II и названную впоследствии Палатинской, освятили в 1140 г.

В 1556 г. дворец стал резиденцией испанских вице-королей, распорядившихся разобрать башни и выстроить величественный фасад. В наши дни в этом здании располагается региональная ассамблея Сицилии.

 

Церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо или Сан-Николо-дей-Гречи, она же Ла Марторана

Мозаики церкви
Санта-Мария-дель-Аммиральо / Shutterstock.com

Эта греко-католическая церковь была построена в 1143 г. Георгием Антиохийским, адмиралом на службе у Рожера II. Название «Марторана» она получила от соседнего одноимённого монастыря, в свою очередь названного в честь основательницы, Элоизы Мартораны. В разрезе храм представляет из себя равносторонний крест. Здание неоднократно перестраивалось, прежде всего в связи с переходом от греческой к латинской литургии и наоборот. В конце XVIII в. были разобраны апсида и пресбитерий.

 

Церковь Маджоне или Сантиссима-Тринита-дель-Канчельере

Фасад церкви Маджоне / Shutterstock.com

Нотарий норманнского королевства Маттео д’Аджелло заложил эту церковь в 1191 г. как часть цистерцианского аббатства. В 1197 г. она отошла тевтонскому ордену, став ещё более престижным храмом. В 1782 г. церковь переходит к Бурбонам, которые решают обновить её структуру, переделав средневековую постройку в неоклассическую. Впоследствии её частично реконструировали из-за ряда повреждений.

Внимание привлекает барочный портал церкви и любопытная игра слепых арок за апсидами. В плане здание — типичная трёхнефная базилика. Просторный интерьер напоминает о времени, когда церковь была частью аббатства и в литургии участвовала вся многочисленная монашеская община. Особый интерес представляет цистерцианский дворик XII в. в арабо-норманнском стиле, где сохранились руины арабской башни.

 

Церковь Сан-Катальдо

Церковь Сан-Катальдо / Shutterstock.com

Церковь была построена между 1154 и 1160 гг. Майо из Бари и затем передана монахам-бенедиктинцам, которые заботились о ней вплоть до 1787 г. В её архитектуре есть элементы в восточном стиле (например, три красных купола над центральным нефом); линии экстерьера просты, но обогащены арками и зубцами. Колонны, взятые из различных других построек, делят пространство церкви на три нефа. Особенной красотой отличается подлинный мозаичный пол. Сегодня в этой церкви размещается Орден Святого Гроба Господня Иерусалимского.

 

Замок Циза и Музей исламского искусства

Замок Циза / Shutterstock.com

Замок Циза (от арабского «al-ʿAzīza» — «великолепное») построен в XII в. и представляет собой один из лучших памятников арабо-норманнского владычества на Сицилии. Здание было задумано в качестве летней загородной резиденции для отдыха короля. При строительстве норманны брали за образец роскошные резиденции своих арабских предшественников. Сегодня в Цизе расположен Музей исламского искусства, где собраны предметы с Сицилии и со всего Средиземноморья, созданные между IX и XII вв. Особый интерес здесь представляет христианская надпись на четырёх языках: еврейском, латинском, византийском греческом и арабском; эта надпись явственно свидетельствует о мультиэтническом характере Палермо той эпохи.

 

«Канаты»

В азиатских и средиземноморских странах «канаты» — это гидротехническая система, позволяющая использовать подземный водоносный горизонт, чтобы снабжать водой отдалённые территории, предохраняя её от испарения. В Палермо «канаты» (или «нгруттати», как их называют на местном наречии) представляют из себя узкие подземные каналы, прокопанные в рыхлом калькаренитовом грунте. В отдельных точках «канатов» прорыты вертикальные колодцы, соединяющие их с поверхностью и позволяющие снабжать водой дома, сады и поля. Благодаря этим каналам арабы и норманны украсили Палермо фонтанами, садами, публичными туалетами и роскошными дворцами. Сегодня в городе можно осмотреть три «каната»: Джезуитико-бассо (он же Виньичелла), Джезуитико-альто и Ушибене; в последнем отдельного внимания заслуживает великолепный зал сирокко.

 

Замок Куба

Замок Куба © Sebastian Fischer / Wikimedia Commons

Замок Куба, как и Циза, — характерный образец архитектуры фатимидского халифата на Сицилии. Он был возведён в 1180 г. королём Вильгельмом II Добрым для отдыха в самые жаркие часы. Здание имеет прямоугольный план и четыре башни; оно спроектировано таким образом, чтобы сюда легко проникали свежие ветра, и можно было отдохнуть от зноя. С течением времени замок находил разнообразное применение: так, если в XVI в. здесь устроили лазарет для больных чумой, в период Бурбонов Куба превратилась в казармы.

 

Собор Монреале

В интерьере собора в Монреале © Andreas Zerndl / Wikimedia Commons

Собор Санта-Мария-Нуова в городке Монреале, в 5 км к югу от Палермо, был построен в 1174 г. королём Вильгельмом II Добрым. Фасад собора украшен портиком с тройным арочным пролётом и двумя укреплёнными башнями. Внутри церкви античные колонны с капителями разделяют пространство на три нефа; над центральным нефом — двуслойный деревянный потолок. Стены трёх апсид покрыты золотой мозаикой, выполненной между XII и XIII вв. местными и венецианскими мастерами византийской школы.

фото в слайдере © Cezary Wojtkowski / Shutterstock
Место
Сицилия
Ключевые слова
искусство, история

Похожие материалы

Куда поехать

Таормина: жемчужина Ионического моря

Сицилия
Посмотреть
Куда поехать

Кьюзи: этрусская шкатулка

Тоскана
Посмотреть
Куда поехать

Кастель-дель-Монте: загадка Апулии

Апулия
Посмотреть
Куда поехать

Сан-Джиминьяно: портал в Средневековье

Тоскана
Посмотреть
Культура и искусство

Знаменитые русские в Лигурии

Лигурия
Посмотреть
Made in Italy

Фонд Prada: искусство и мода в одном здании

Ломбардия
Посмотреть
Куда поехать

  Подписаться на рассылку