С чего начался ваш путь в мире музыки?
Я играю всю свою жизнь, начав обучение в 6-7 лет в музыкальной школе Джованни Баттисты Перголези ди Варезе… Уже в 10 лет мне повезло находиться рядом с такими великими музыкантами, как Энеску и другими грандами в Париже. Учился я также в Женеве, Вене, Сиене… Моё образование разнообразно и питается той страстью к музыке, которая никогда не ослабевала.
Вы знакомы с музыкантами из России?
Конечно! Я знал Ростроповича, он часто приглашал меня в США. Мы часто играли вместе, особенно в Италии и Англии. Я был знаком с Ойстрахом и другими великими российскими скрипачами, такими как Коган. Как-то раз я принимал участие в жюри конкурса Леонида Когана – он фантастический человек. Знаком я и с Юрией Башметом, много концертировал с Гергиевым и Арановичем.
Как известно, в сиенской Академии Киджана преподаёт Юрий Башмет. А Вы имеете отношение к Академии?
Да, Башмет преподаёт там на летних курсах. Вообще, Киджана – одна из лучших академий в мире, где преподавали музыканты уровня Андреса Сеговии, Пабло Казалса, Серджу Челибидаке. Граф Киджи, основатель Академии, был последним из великих меценатов Европы: он отдал всё ради музыки, мы учись в Академии бесплатно…
Есть ли, с Вашей точки зрения, нечто общее между русской и итальянской музыкой?
Бесспорно, есть. Например, Чайковский обожал Италию и итальянскую музыку. Больше всего на свете он любил Флоренцию, даже написал секстет «Воспоминание о Флоренции». Обмен музыкантами между Россией и Италией всегда был очень интенсивный.
Что Вы думаете об Одесской скрипичной школе?
Это великая школа! В этом городе родились такие великие скрипачи как Хейфец, Мильштейн, Цимбалист, Эльман, а впоследствии и Ойстрах с Коганом.
Почему такое количество великих скрипачей выходцы именно из Одессы?
Потому что Одесса была крупнейшим культурным центром еврейской общины, где скрипка была очень популярным инструментом. Однажды Айзек Стерн на вопрос, почему он выбрал скрипку, ответил: «Потому что со скрипкой под мышкой бежать быстрее, чем с фортепьяно!» (смеется)
Сколько раз Вы были в России?
Не раз. В Москве 4-5 раз, столько же в Санкт-Петербурге. Это весьма оживлённые города с очень образованной публикой, традиционно ценящей классическую музыку. Мой последний концерт слушали затаив дыхание, а в Европе часто зрители не настолько вовлечены.
Вы родились в небольшом городке около Варезе, в Ломбардии?
Да, затем я долго жил в Милане, потом за рубежом: в Париже, Женеве, Вене…. В Милане, если честно, я изучал игру на фортепьяно.
Какой Ваш любимый город в Италии?
Трудно ограничиться одним – в Италии столько красивых городов. С точки зрения музыки, это Милан, Турин и Флоренция. Ещё я очень люблю Триест, с его разнородной публикой: итальянцами, австрийцами, славянами.
Именно Вы были одним из организаторов музыкального фестиваля «Посвящение Венеции».
Это было в 1976 году, когда я придумал способ для сбора средств на реставрацию архитектурных памятников Венеции. У меня самого там дом, я просто влюблён в этот город. Концепция была проста: я организовывал концерты, а артисты перечисляли полученные гонорары на реставрацию венецианских палаццо….
Какая часть Венеции Вам нравится больше всего?
Я обожаю искусство как таковое. Венеция – это целый город искусства и культуры.
Куда бы Вы посоветовали съездить в Италии российским туристам?
Хм, пожалуй, Флоренция и другие города Тосканы, Сиена и Перуджа… Думаю, русским понравится, что там много солнца.
Какой совет Вы бы дали российским путешественникам?
Не ограничиваться большими городами, но осмотреть малые города. Среди них попадаются настоящие жемчужины. Навскидку назову Ассизи и Сполето. В этих «борго» человек чувствует себя в своём измерении. Здесь можно почувствовать вкус настоящей Италии.