Партнерский материал c Банком Интеза
Исследователи считают это собрание крупнейшим и важнейшим в западном мире. Увидеть экспонаты можно в палаццо Леони Монтанари в Виченце, о котором мы уже рассказывали. Первая часть коллекции была приобретена «Банко Амброзиано Венето» в 1990-х годах. Сейчас коллекция насчитывает чуть менее пятисот экземпляров.
За прошедшие десятилетия эти работы были полностью отреставрированы, а само собрание расширилось. В основе пополнения коллекции была идея не вывозить иконы с родины, а собирать только те, которые уже находятся за ее пределами, приводить в порядок, убирать с рынка, избавив от спекуляции, и показывать публике, в том числе в России.
Коллекция охватывает период от XIII до начала XX века и насчитывает большое разнообразие региональных иконописных школ: наряду с работами из Москвы, Новгорода, Владимира, Твери и Пскова из прославленных и широко известных мастерских есть и великолепные образцы из других районов центральной и северной России, пересекаемых рекой Волгой.
Лаура Феличотти, хранитель отдела искусства и наследия, любит повторять, что русская икона — это не только произведение искусства, но и, прежде всего, драгоценное духовное наследие, которое заслуживает особого уважения, защиты и изучения.
Особая ценность коллекции икон Группы Интеза Санпаоло заключается в том, что она объединяет две разные группы. К первой относится живопись Средневековья и поздних эпох (это самый важный период истории икон). Вторая же группа представляет собой позднерусские иконы, выполненные в основном в XVIII и XIX веках. В последние время именно они вызывают больший интерес как в России, так и в других странах.
Среди старейших и самых ценных икон центральное место занимают произведения новгородской школы, где расцвет иконописи пришёлся на XV век. В этой связи интересно, что в иконостасах деревенских церквей глухой русской провинции до сих пор можно отыскать старинные иконы, долгое время совершенно неизвестные искусствоведам. И это несмотря на огромную работу по каталогизации сакрального художественного наследия, проводившуюся в XIX и XX веках.
Уникальность коллекции Интеза Санпаоло придаёт именно поздняя иконопись. Даже в российских музеях нет столь обширной экспозиции этих образцов XVIII – начала XX века.
Благодаря Группе Интеза Санпаоло после открытия границ мы сможете увидеть коллекцию икон в палаццо Леони Монтанари, а также лучше узнать Виченцу — город великого архитектора Андреа Палладио.