Поиск

Поиск

Выходные в Виченце

Виченца — город, архитектурный облик которого определяют изящные здания, спроектированные Андреа Палладио. Ансамбль этих вилл и дворцов в 1994 г. удостоился статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Виченца — город, архитектурный облик которого определяют изящные здания, спроектированные Андреа Палладио. Ансамбль этих вилл и дворцов в 1994 г. удостоился статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Именно в Виченце гений Палладио воплотился наиболее ярко; здесь находится одно из самых впечатляющих зданий, созданных великим архитектором, — названная в его честь «Базилика Палладио» (Basilica Palladiana), с верхнего этажа которой открывается волнующий вид на три окрестные площади. Совсем рядом расположена великолепная резиденция венецианского наместника — «Лоджия Капитана» (Loggia del Capitanio).

 

Дома, построенные Палладио, — палаццо-Кьерикати (ныне здание городского музея и картинной галереи), палаццо-Барбаран-да-Порто (там сейчас музей, посвящённый самому архитектору) и палаццо-Вальмарана словно служат масштабными декорациями для повседневной суеты старого города. Недаром один из главных шедевров зодчего из Венето стало здание театра Олимпико, работу над которым заканчивал другой видный местный архитектор Винченцо Скамоцци.

Оттавио Леони.

Панорама Виченцы с Базиликой Палладио © Progetto Mirabilia

Ещё один символ Виченцы расположен за чертой города, на одном из окрестных холмов Беричи. Это вилла Альмерико-Капра, более известная как «Ла-Ротонда»; здание отличается оригинальным решением центрического плана и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

На другом холме, доминирующем над городом, высится Базилика Монте-Берико, интерьер которой украшают такие шедевры живописи, как «Ужин святого Григория Великого» кисти Паоло Веронезе.

 

Что посмотреть

Базилика Палладио

Первое большое здание, возведённое на этом месте в середине XV в. и вобравшее в себя два предыдущих строения, называлось палаццо-делла-Раджоне. Под конец столетия власти города решили придать ему новый облик и предоставить в распоряжение торговцев крытые рыночные площади. Архитектор Томмазо Форментон спроектировал крытую галерею, которая должна была окружить здание по периметру. Когда его задумка была реализована, здание стало походить на одноимённый дворец в соседней Падуе. Однако допущенные при строительстве ошибки привели к обрушению новых конструкций всего через два года после их появления.

Оттавио Леони.

Пьяцца-деи-Синьори © milosk50 / Shutterstock.com

Тогда городская администрация обратилась к известным зодчим того времени: Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели, Джулио Романо. Но лишь через пятьдесят лет появился человек, чей проект был принят. Звали его Андреа делла Гондола, но в историю архитектуры он вошёл под псевдонимом Палладио. Его здание торжественно и элегантно благодаря двухуровневой белокаменной аркаде, где свет и тень ведут свою завораживающую игру. «Невозможно описать то впечатление, которое производит Базилика Палладио…», — писал о ней Иоганн Вольфганг Гёте.

Сегодня в здании Базилики проходят временные выставки.

Оттавио Леони.

Верхняя лоджия Базилики / Shutterstock.com

 

«Лоджия Капитана»

Это здание Палладио спроектировал в 1571 г. Его возвели на месте постройки эпохи позднего средневековья, которая служила резиденцией венецианского наместника — «капитана».
Лоджия построена из красного кирпича и белого камня, дополненного белой же лепниной. Как полагают исследователи, в отличие от других зданий, здесь Палладио решил отказаться от штукатурки.

На главном фасаде изображены люди, льющие воду; они символизируют реки. Надпись на антаблементе напоминает нам, что сооружение появилось благодаря капитану Бернардо.
Фасад, выходящий на улицу Контра-дель-Монте, выглядит несколько иначе: вместо гигантских полуколонн здесь четыре полуколонны поменьше. По бокам размещены две аллегорические статуи, напоминающие о великой победе над турками в битве при Лепанто в 1571 г. Первая статуя изображает богиню морской победы, вторая — достигнутый благодаря этой победе мир.

Оттавио Леони.

«Лоджия Капитана» © starmaro / Shutterstock.com

Уровнем выше — ещё четыре статуи: та, что ближе к площади, — Добродетель, следующая, поменьше, — Вера, третья, похожая на неё, — Милосердие, четвёртая же, по величине равная первой, — Честь. Истолковать символику этих статуй несложно: добродетель и честь, следуя вере и милосердию, добиваются победы и мира. Такую трактовку венецианской победы над турками отражает эта иконография.

Оттавио Леони.

Вид на Базилику Палладио из «Лоджии Капитана» © thepalladiantraveler.com

Интерьер лоджии представляет собой гармоничное пространство с колоннами и нишами.

Оттавио Леони.

Деталь фасада «Лоджии Капитана» © giravicenza.it

Верхний салон, украшенный фресками XVI в., перенесёнными сюда с виллы семейства да Порто, сегодня используется для заседаний городского совета.

 

Палаццо-Кьерикати

Это здание Палладио создал в 1550 г. Именно его во всём мире считают одним из его главных произведений. При этом самому архитектору удалось увидеть лишь часть своего замысла: строительство продолжалось до конца XVII в. Западную часть двора доделали и вовсе в XIX в.

«В Виченце, на площади, которую в народе именуют Изола, граф Валерио Кьерикати, кавалер и почётный гражданин сего города, соорудил [здание] по моему проекту. У здания этого в нижней части есть лоджия, которая охватывает весь фасад…». Так писал о палаццо-Кьерикати сам его создатель.

Оттавио Леони.

Главный фасад Палаццо-Кьерикати / Shutterstock.com

Палладио удалось создать великолепное здание и приспособить его под окружающий контекст: это место в северо-восточной части города, поблизости от реки, имело огромное значение в транспортном сообщении между Виченцей и землями Венето к востоку от неё — как наземном, так и водном. Так что фасад Палладио смотрел на речной порт, который был здесь в то время, и историк Мартин Кубелик писал, что этот фасад «открывается не только в сторону крупной площади Виченцы, но и в сторону всех венецианских континентальных земель и всех владений Венеции на Востоке. Так что любоваться им стоит не только в силу его гармоничных пропорций и уникальной светотени, но и благодаря его городской и загородной проекции».

Оттавио Леони.

Палаццо-Кьерикати, фрагмент главного фасада © Mhwater / Wikimedia Commons

Стоит обратить внимание на то, что верхний уровень фасада с закрытой центральной частью и двумя лоджиями по сторонам, строится на классических канонах архитектуры загородной резиденции.

В интерьере палаццо есть фрески Доменико Брузасорчи, Баттисты Дзелотти и других мастеров XVI в.

Оттавио Леони.

Палаццо-Кьерикати. Фреска на потолке одного из залов © Mhwater / Wikimedia Commons

 

Палаццо Барбаран-да-Порто

Фото: Flickr.com

Этот дворец построен по заказу графа Монтано Барбарана; недавно здесь закончилась длительная реставрация, и здание снова засияло в своём первозданном великолепии. Здесь работает международный центр изучения архитектуры имени Андреа Палладио и музей Палладио, посвящённый личности и творчеству знаменитого зодчего и теоретика.

Работу над этим зданием мастер вёл одновременно с публикацией своего трактата «Четыре книги об архитектуре» (1569-1570 гг.).

Торжественный фасад украшен двойным ионическим (нижний уровень) и коринфским (верхний уровень) орденом, а также декоративными элементами по сторонам оконных проёмов второго этажа. Интерьеры залов в первом этаже и салона также богато украшены лепниной.

В аттике квадратные окна и небольшие пилястры.

Как замечает Кубелик, фасад ассиметричен в связи с тем, что владелец здания приобрёл ещё один прилегающий участок в тот момент, когда его строительство уже началось. Там поместились ещё два пролёта. Что касается Палладио, то он и здесь продемонстрировал свою гибкость, приспособив здание к особенностям этого участка и существовавших вокруг него улиц и пожертвовав строгой прямоугольностью линий.

 

Театр Олимпико

В 1555 г. группа дворян и творческих людей основали в Виченце «Олимпийскую академию». Палладио был её членом и в 1579 г. выступил с предложением построить здание театра, где могли бы проходить спектакли, вместо разобранного деревянного сооружения, которое он спроектировал в салоне палаццо-делла-Раджоне.

Оттавио Леони.

Двор театра / Shutterstock.com

Предложение было принято, и в феврале 1580 г. строительство началось. Новый театр решили разместить во дворе замка XIII в. Несколько месяцев спустя архитектор скончался, руководство работами перешло к его сыну Силле, но в скором времени его передали Винченцо Скамоцци.

Оттавио Леони.

Зрительный зал театра / Shutterstock.com

Структура Олимпико воспроизводит схему античных римских театров. Трибуны для зрителей, в силу пространственных ограничений, имеют полуэллиптическую, а не полукруглую форму. На сцене мы видим триумфальную арку, которая напоминает фасады дворцов Палладио. Архитектор отодвинул подальше передний край сцены, чтобы у зрителей не было ощущение, что сценические декорации могут рухнуть на них.

Оттавио Леони.

Сцена театра © Jorg Hackemann / Shutterstock.com

Сами декорации выстроены из кирпича и покрыты штукатуркой; их украшают лепные статуи. Скамоции изобразил здесь Семивратные Фивы; центральная улица кажется очень длинной, но на самом деле её длина — всего 12 м: пол поднимается, небо опускается, а здания, украшенные гипсовыми статуями, становятся всё меньше и меньше. Это идеальный город из дерева и лепнины, который мог бы «рухнуть и разрушиться», если какой-нибудь актёр неправильно вышел бы на сцену.

 

Виллы Палладио

Виллы Венето

Жемчужины, рассыпанные по провинции Виченца, — это настоящее созвездие шедевров, которое позволяет охватить взглядом историю архитектуры с XVI по XIX вв.

 

Villa Capra Valmarana La Rotonda

Палладио в своём трактате отнёс эту виллу к городским, ввиду её близости к Виченце. Архитектор описывает окружающую её природу так: «Милая сердцу местность и доступное расположение.

Оттавио Леони.

Вилла Ла-Ротонда / Shutterstock.com

Вилла стоит на невысокой горе, на которую нетрудно взойти. С одной стороны она омывается судоходной рекой Баккильоне, с другой – граничит с живописными холмами, придающими виду несколько театральный вид».

Здание виллы было завершено в черновой отделке в 1571 году. После смерти заказчика, священника Паоло Альмерико, работы продолжили Марио и Ольдерико Капра. Чистовая отделка была окончательно закончена приблизительно в 1620 году.

Четыре фасада с шестиколонными ионическими портиками совершенно идентичны с каждой стороны. Проект Палладио предусматривал перекрытие центрального зала полукруглым куполом, но оригинальный замысел был изменён архитектором Винченцо Скамоцци. Потолок изнутри расписан фресками Алессандро Маганцы, на внутренних стенах в XVIII веке Луи Дориньи изобразил сцены древнегреческой мифологии.

Оттавио Леони.

Вид на виллу с аллеи / Shutterstock.com

В комплекс виллы входит и хозяйственная постройка по проекту Винченцо Скамоцци, а также семейная церковь, построенная Джироламо Альбанезе по заказу графа Марцио Капра в 1645-1663 гг. В 1994 году эта вилла была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Вилла Корделлина Ломбарди

Карло Корделлина Молин, знаменитый венецианский адвокат, положил начало постройке виллы в Монтеккио Маджоре на месте старинного дома, унаследованного им от своего дяди в 1735 году. Работы продолжались до 1760 года под руководством архитектора Джорджо Массари.

Оттавио Леони.

Вилла Корделлина Ломбарди © Isaac74 / Shutterstock.com

Некоторые элементы конструкции большого комплекса были спроектированы Франческо Муттони, которому удалось совместить палладианскую традицию с барочными формами. Массари, как более верному адепту стиля Палладио, поручили постройку ионического портика фасада.

Оттавио Леони.

Парк на вилле Корделлина Ломбарди / Shutterstock.com

Очевидно, в 1743 году вилла уже эксплуатировалась, так как в этом году Тьеполо расписал фресками большой зал хозяйской резиденции. Затем вилла перешла в собственность Лодовико Корделлина, сыну Карло, который в первом десятилетии XIX векапеределал её под проживание учеников колледжа шёлкопрядильной фабрики.

 

Валла Кальдоньо

Оттавио Леони.

Вилла Кальдоньо, вид с воздуха © bur.regione.veneto.it

Виллу Кальдоньо Нордера, построенную примерно в 1545 году, также относят к творениям Андреа Палладио. На переднем фасаде расположены три рустованные арки , увенчанные треугольным фронтоном, через которые свет проникает в лоджию. Такое решение напоминает другие строения Палладио: виллу Пизани в Лониго и виллу Сарачено. На фасаде виллы написано «Angelus Calidonius Luschi Filius MDLXX». По всей вероятности, внутренние отделочные работы были завершены в 1570 году под руководством нового её нового владельца, Анджело Кальдоньо, наследника Микеле Кальдоньо.

Оттавио Леони.

Джованни Антонио Фосколо. Фрески в салоне виллы. Деталь © wga.hu

Фресковую роспись залов выполнили в XVI веке Джанантонио Фазоло, Баттиста Зелотти и другие художники. А в XVIII веке Костантино Пасквалотто были выполнены фризы залов справа от салона. Живопись Фазоло превосходит Зелотти, произведения которого несколько статичны. В большом зале изображены рыцари и дамы, проводящие время за традиционными занятиями: игрой в карты, танцами, прослушиванием концерта. В больших залах слева изображены сцены из сюжета о Сципионе и Софонисбе. Уборная расписана сценами из пасторали «Верный пастух», начатые с участием Зелотти и завершённые Джулио Карпиони.

 

Кухня

Любители вкусной пищи найдут в провинции Виченца немало интересных блюд, каждое из которых сезонно и сочетается с определённым местным вином. Вот наиболее традиционные блюда: баккала алла вичентина, каппони алла каневера, козлёнок на вертеле, барашек с ризи э бизи, многочисленные разновидности ризотто, включая вариант с горошком из Луминьяно.

 

Баккала алла Вичентина

Оттавио Леони.

Баккала алла Вичентина / giallozafferano.it

Небольшой исторический экскурс от Альфредо Пелле

В 1432 году знатный венецианец Пьеро Куерини на судне с грузом критского вина, перца, специй, пряностей и парчи отплыл из Гибралтара в направлении Ганзы в надежде на хорошие барыши.

Но, проходя Кале, из-за ошибки рулевого судно задело за скалу и стало неуправляемым. Из пятидесяти семи моряков выжило лишь двенадцать. Шлюпку прибило к одному из островов Лофотенского архипелага.

Здесь Куерини пришлись по вкусу две вещи: палки сушёной трески и гостеприимство норвежских женщин.

Сушёную треску, которая называлась баккала, он привёз с собой в Италию. И, хотя не сразу, она стала популярным продуктом. Сегодня в Венето потребляют 80% баккалы, произведённой в Норвегии (более 1000 тонн).

Это любопытно: В регионе Венето сушёную треску называют баккала, а в остальной Италии – стоккафиссо. Почему так, до сих пор досконально не известно. Есть предположение, что это заимствование из испанского языка, где существует созвучное слово «бакалао».

 

Брокколи Фиоларо

Оттавио Леони.

Брокколи Фиоларо / rossiwrites.com

Второе название – брокколи из Креаццо. Это один из 3000 видов капусты, растущей в холодном и умеренном климате. Многие из них имеют большое значение в рационе человека и выращиваются с глубокой древности. Брокколи – хороший источник кальция, который усваивается на 60%. Ещё брокколи считается антиканцерогенным средством из-за повышенного содержания антиоксидантов. Брокколи рекомендовано для профилактики болезней ЖКТ, респираторных заболеваний, простатита, эндометриоза, повышенного артериального давления.

 

Черешня из Маростики

Оттавио Леони.

Черешня из Маростики / grafikamente.it

Эта область Виченцы весной окутывается белым флёром цветущих садов. Ежегодно черешня дарует людям это великолепное зрелище. Испокон веков её выращивают около Маростики, считающейся столицей этой ягоды, в долине Чампо и на холмах Беричи. Не так просто описать её в двух словах: её вкус сложился в результате многовековой селекции; существуют ранние и поздние её сорта, отличающиеся по цвету от жёлтого до красно-коричневого. Вкус и консистенция ягод также различаются. Вот самые знаменитые её сорта: Сандра ди Маростика и Дурона дель Чампо. Если вы заглянете в Виченцу в конце мая – начале июля, то сможете принять участие в многочисленных праздниках, посвящённых черешне, проходящих в Маростике, Виллаганцерле, Пьянецце Сан Лоренцо, Кастельнегро, Кьемпо и Мазоне.

 

Белая спаржа из Бассано (DOP)

Белая спаржа из Бассано (DOP) – это знаменитый деликатес из Виченцы, которую собирают до того, как её ростки прорастут поверхность земли. Именно поэтому она белого цвета. Допускается лишь небольшая её розоватость, даже лёгкий оттенок зелени лишает её статуса DOP. Считается, что эту спаржу открыли в Бассано в XVI веке, когда сильным градом были уничтожены все наземные огородные культуры. Чтобы спасти хоть что-то, крестьяне выкапывали побеги, оставшиеся в земле. К их удивлению, белая спаржа оказалась не только съедобной, но и чрезвычайно вкусной. С тех пор её собирают до того, как ростки прорастут на поверхность.

Оттавио Леони.

Белая спаржа из Бассано (DOP) / arbanelladibasilico.blogspot.com

По другой легенде, семена спаржи в Бассано привёз из своих африканских странствий святой Антоний из Падуи. Так или иначе, бассанская спаржа стала продуктом, снискавшим популярность далеко за её пределами. В венецианской летописи от 1534 года упомянуто, что эту спаржу поставляли к столу венецианских дожей. Но очевидно, что появилась она здесь гораздо раньше. В Виченце белая спаржа всегда становится главным украшением стола. Её подают с рисом или в составе сложных первых блюд, придумываемых самыми именитыми шеф-поварами. Тем не менее, считается, что спаржу надо есть саму по себе. Лучше всего её вкус раскрывается с простейшим яичным соусом.

На самолете

Ближайшие к Виченце аэропорты:

Аэропорт «Valerio Catullo» Verona (60 km) www.aeroportoverona.it

Аэропорт «Marco Polo» Venezia (82 km) www.veniceairport.it

Аэропорт «Orio al Serio» Bergamo (170 km) www.sacbo.it

Аэропорт «Milano Linate» (200 km) www.seamilano.eu

Аэропорт «Milano Malpensa» (250 km) www.seamilano.eu

На поезде

Виченца расположена на железнодорожной оси, соединяющей Турин на западе и Триест на востоке, так что доехать сюда на поезде несложно. От Милана до Виченцы два часа, от Венеции — чуть более часа, от Болоньи — полтора часа, а от Падуи и Вероны, где удобно делать пересадку на поезда в Рим или из Рима, — всего 20 минут.

Подробнее о расписании поездов читайте на сайте www.trenitalia.it

На машине

На автомобиле от Милана до Виченцы ехать два часа, от Болоньи — полтора, от Вероны и Венеции — 30 минут. Здесь три прямых съезда с автострады: два на A4 Serenissima Brescia-Padova (восточный съезд Vicenza Est и западный Vicenza Ovest) и ещё один (северный Vicenza Nord) на Autostrada A31 Valdastico, которая соединяется с A4 и связывает Виченцу с её провинцией, в особенности с холмистыми территориями.

Место
Венето
Ключевые слова
Виченца, выходные

Похожие материалы

Куда поехать

Выходные в Тоди

Умбрия
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Сан Вито Ло Капо

Сицилия
Посмотреть
Куда поехать

Выходные на Капри

Кампания
Посмотреть
Куда поехать

Флегрейские поля

Кампания
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Салерно

Кампания
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Гаэте

Лацио
Посмотреть
Куда поехать

  Подписаться на рассылку