Материал сделан при поддержке Муниципалитета Генуи
На рубеже XIX и XX веков тёплое и солнечное побережье Лигурии стало одним из самых популярных мест для отдыха среди российских интеллектуалов, художников и других выдающихся людей. Кто-то приезжал просто отдохнуть, кто-то — поправить здоровье, а у некоторых здесь прошла по-настоящему этапная веха творческой биографии.
Считается, что моду на отдых в Сан-Ремо ввела императрица Мария Александровна, супруга Александра II, после того, как она провела здесь зиму 1874-1875 годов. Она по-настоящему влюбилась в Сан-Ремо и преподнесла в дар городу знаменитые высокие пальмы, которые украшают променад на набережной. Горожане же в благодарность назвали в её честь одну из главных улиц — Corso Imperatrice. С тех пор Сан-Ремо стал центром русской диаспоры в Лигурии, и в 1912 году именно здесь была построена одна из немногих православных церквей в Италии.
«Цветочная ривьера» привлекала поэтов и художников. В 1912 году знаменитая петербургская поэтесса Анна Ахматова со своим мужем Николаем Гумилёвым побывала в городке Оспедаллетто; здесь она написала знаменитое стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Двумя годами позже художник-экспрессионист Алексей Явленский написал в местечке Бордигера серию пейзажей; считается, что средиземноморское солнце преобразило его манеру живописи.
Василий Кандинский побывал в Лигурии в тот момент, когда в его творчестве назревал переход от изобразительной к абстрактной манере; на своих полотнах он запечатлел Портофино, Сестри Леванте и Рапалло.
Марина Цветаева, гениальная поэтесса с трагической судьбой, отдыхала в Нерви ещё ребенком с ноября 1902 по май 1903 года; в то время этот курорт был чрезвычайно знаменит, и туда приезжали многочисленные художники, писатели, интеллектуалы и государственные деятели.
Михаил Врубель, один из наиболее видных живописцев европейского символизма и важнейшая фигура в истории русской визуальной культуры, писал о предгорьях Портофино: «Как горько, что я не могу унести с собой всю красоту, что меня окружает».
Красотой лигурийских пейзажей вдохновлялись Гоголь, Чехов, Чайковский и Горький. Можно смело сказать, что благодаря им частица Лигурии всегда будет жить в великих произведениях русской культуры.
Цитаты
Антон Чехов упоминает Геную в одной из самых известных своих пьес, «Чайке»:
«Там превосходная уличная толпа. Когда вечером выходишь из отеля, то вся улица бывает запружена народом. Движешься потом в толпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе, сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа…».
Николай Гоголь посвятил Генуе прекрасные слова:
«То была великолепная Генуя. В двойной красоте вознеслись ее пестрые колокольни, полосатые церкви из белого и черного мрамора и весь многобашенный амфитеатр её. Эта играющая пестрота домов, церквей и дворцов на тонком небесном воздухе, блиставшем непостижимою голубизною, была единственна».
Максим Горький, основоположник русского реализма, хорошо знал Алассио, так как там жили его жена и сын.
Писатель Борис Зайцев был без ума от Нерви, крошечного городка неподалеку от Генуи..
Анастасия Цветаева, сестра знаменитой поэтессы, разделяла с ней страсть к лигурийской ривьере. В своих мемуарах она пишет:
«Сердце болит от красоты этих воспоминаний и трагического призвания описывать их. Яркое солнце на побережье… оглушающий запах, сладкий и сильный, запах пряностей, моря, фруктов, фиалок, жары и солнечных лучей. А сейчас где-то в Больяско или Рекко, возможно, лазурное утро! Вот ослик катит тележку, вокруг зелень и известковые стены, а вдали зеркальная лазурь залива».