На два зимних дня со всех гор, холмов и долин в столицу региона съезжаются ремесленники. И не только чтобы продать сделанные собственными руками товары, но и обменяться опытом со своими коллегами. Искусные изделия, выставленные в историческом центре Аосты от площади Республики до арки Августа, дают понять многочисленным туристам основы культуры и мировоззрения вальдостанцев.
Прежде чем святому Орсо стать персоной мифологической, знающей язык животных и птиц, он был реальной исторической личностью. А точнее, ирландским монахом, принесшим искусство создания башмаков сабо в Валле д’Аосту – он вырезал их из дерева и раздавал беднякам, что снискало ему популярность в народе и статус покровителя мастеров. Так что вполне естественно, что главный сбор ремесленников носит его имя. Ярмарка – слишком узкое наименование того, что проводится в Аосте уже более тысячи лет, это скорее выставка достижений локального производства и народные гуляния в одном флаконе, щедро приправленные фольклорной музыкой, вкуснейшей едой и вином из высокогорных виноградников.
Главным из типичных ремесел территории является резьба по дереву. Зимой, когда заканчивались работы в полях, мужчины начинали изготавливать сельскохозяйственные инструменты и домашнюю утварь: разделочные доски, формы для сливочного масла и сыра с отличительными печатями для каждой отдельной семьи, ошейники для козьих колокольчиков, прялки, рамы, шкафы, ларцы, шкатулки, сундуки, лестницы для сбора фруктов и многое другое. Часто эти предметы украшались резьбой в виде геометрических фигур, солнечных колес и других древних символов.
А еще они делали самые настоящие чаши Грааля! Гролла – так называется традиционный деревянный кубок с крышкой для вина, в старые времена применявшийся в ходе церемониальных пиршеств. Необычные карнавальные маски, тоже когда-то бывшие ритуальными, в наши дни становятся прообразами виртуозно выполненных скульптур, изображающих сцены семейной жизни, вальдостанскую фауну и лики святых. Внимания заслуживают и детские игрушки в виде коров, пони, мулов, овечек, кошек и других зверюшек.
Стоит присмотреться к резным предметам (плиты, ступки, пестики, горшки), выточенным из серо-зеленого мыльного камня, широко распространенного в долинах Вальтурнанш и Аяс. Изделиям из кованого железа от местных кузнецов. И шедеврам кожевенного дела: от бурдюков, фляг и сандалий, отсылающих к древнеримской эпохе с ее воинственными легионерами, до ремней, сумок, кошельков, рюкзаков, курток и сапог более современного дизайна из кожи особой выделки.
А чем были заняты женщины теми же долгими альпийскими зимами? Они плели тончайшие кружева из льняных нитей – промысел, который в настоящее время является еще одной «визитной карточкой» местности. А научили их технике плетения французские монашки-бенедиктинки, что в 16 веке сбежали из монастыря и обосновались в здешних землях. В долине Шампорше живо производство конопляных тканей, что ткутся на антикварных станках – в результате получаются экологичные и гипоаллергенные полотенца, рубашки и постельное белье.
Драп – еще один стародавний материал: полотно из сырой овечьей шерсти отлично защищало от пронизывающего ветра, снега и ледяной воды. Классический драп был одноцветным (серым, синим, пурпурно-красным), а сейчас его можно найти в самых ярких расцветках, чтобы дополнить интерьеры в стиле шале – наряду с корзинами и плетеной мебелью из ивовых прутьев или ветвей орешника.
Аоста оживает в череде танцев, хорового пения и уличных спектаклей. К ночи гуляния становятся воистину всенародными – наступает «Вейя», этакое полуночное веселье гостей и жителей Аосты, совершающих променад по ярко освещенным улицам и заходящих в бары, клубы и специально открытые для них винные погреба.