Капрезе, Кьюзи и Сеттиньяно
Капрезе – небольшой городок в окрестностях Ареццо, где Микеланджело появился на свет и прожил несколько месяцев – в его доме сейчас находится музей. Семья Буонаротти входила в состав флорентийской знати, но обедневший отец Микеланджело, Лудовико, согласился занять должность подеста́ (мэра) городков Кьюзи и Капрезе.
Недавно было обнаружено, что горный пейзаж фона «тондо Дони» (хранится в Уффици) изображает скалу Монте-делла-Верна, возвышающуюся над Кьюзи. Сам тондо представляет собой великолепное изображение Святого семейства и типичный образец скульптурного видения форм в живописи Микеланджело.
Этот же пейзаж можно наблюдать на заднем плане «Создания Адама» на своде Сикстинской капеллы. Все дело в том, что прадедушка Микеланджело, Симоне, имел отношения к францисканскому монастырю, стоящему на этой горе. В то время он был одним из самых крупных монастырей во всей Тоскане.
Ещё одно место, весьма символичное для Микеланджело, – это Сеттиньяно, край пещер и каменоломен, расположенный недалеко от Флоренции, где художник провёл детство. Кормилица Микеланджело была из рода каменотёсов. Сам художник так отзывался о своём детстве: «Моя будущность была определена молоком кормилицы с примесью мраморной пыли».
Флоренция
В городе Медичи Микеланджело состоялся как художник, и именно к Флоренции он испытывал противоречивые чувства любви и ненависти. Здесь Микеланджело сполна испытал капризы судьбы и последствия своего беспокойного характера.
После ученичества у Гирландайо молодой Микеланджело примыкает к сообществу художников и интеллектуалов «Академии Марчано» при библиотеке монастыря Сан-Марко. При дворе Лоренцо Великолепного он знакомится с античной скульптурой и самыми известными деятелями культуры своего времени: поэтом Анджело Полициано, философами Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолой.
Однажды «Голова фавна», сделанная Микеланджело ради удовольствия, попалась на глаза синьору Флоренции. Лоренцо Великолепный, улыбнувшись, заметил, что для старика у этого фавна слишком много зубов. Ничтоже сумняшеся, Микеланджело тут же выбил фавну «лишние» зубы, что стало началом его официальной карьеры: уже через несколько дней он был тепло принят Лоренцо в его резиденции на Виа Ларга.
Впоследствии Микеланджело бежит из Флоренции, чтобы не раз в неё затем вернуться: после смерти Лоренцо Великолепного город погрузился в череду переворотов и борьбы за власть. Отношения Микеланджело с кланом Медичи отличались двойственностью, тем не менее, после смерти художника герцог Козимо I предпринял все меры, чтобы завладеть его телом, вывезти из Рима и устроить торжественные похороны человеку, ставшему легендой уже при жизни.
Работы Микеланджело находятся в галереях Академии и Уффици, музее Барджелло, палаццо Веккьо и доме-музее Буонаротти.
Любителям фирменной микеланджеловской недосказанности придутся ко вкусу его «Рабы», словно пытающиеся вырваться из породившего их камня. «Маданна у лестницы» и «Битва кентавров» – одни из самых ранних его работ, где, тем не менее, уже безошибочно узнаваем стиль великого скульптора. А ценители красоты человеческого тела не смогут равнодушно пройти мимо его «Вакха» в музее Барджелло.
Главное же наследие Микеланджело во Флоренции – это капелла Медичи (Новая Сакристия) при церкви Сан-Лоренцо, его мемориальная пластика по заказу могущественных Медичи и, конечно, «Давид» – созданный для украшения собора Санта Мария дель Фьоре, но затем размещённый на Пьяцца делла Синьория (в настоящее время статуя находится в галерее Академии). Библейский гигант быстро завоевал народную любовь и стал символом города.
В каменоломнях Каррары
Апуанские Альпы стали для Микеланджело практически вторым домом, где он самостоятельно выбирал лучший мрамор. Его любовь к каррарскому мрамору начинается с создания знаменитой ватиканской «Пиеты». В 1505 году, работая над мавзолеем Юлия II, он потратил на выбор и транспортировку материала около 8 месяцев. Для этого ему даже пришлось спроектировать и построить дорогу, проходившую через Версилию, небольшой городок на северо-западе Тосканы. Дорога, кстати, сохранилась до сих пор.
Микеланджело настолько ценил мрамор как материал, что ему приписывают изречение, что статуи изначально существуют внутри него. Задача художника – лишь извлечь их наружу.
Именно этим и занимался Микеланджело с полной отдачей. По воспоминаниям дипломата, переводчика и алхимика Блеза де Виженера, он однажды наблюдал как Микеланджело уже в возрасте за 60 с остервенением сбрасывал с помоста тяжёлые осколки мрамора. Казалось, что хрупкая конструкция вот-вот развалится на части.
Микеланджело никогда не окрашивал и не золотил свои статуи, в отличие от многих современников. Тем не менее, в своих работах он добивался почти живописной выразительности, учитывая условия освещения, в которых они будут находиться. Это было установлено недавно во время реставрации надгробия папы Юлия II в Риме. Ещё больше интересных фактов о Микеланджело и мраморе можно узнать в музее CARMI, открывшемся в Карраре чуть более года назад.
Рим
Без Микеланджело Рим не был бы Римом: именно он спроектировал купол собора святого Петра, Капитолийскую площадь, Порта Пиа и работал над фасадом палаццо Фарнезе.
Впервые Микеланджело оказывается в Риме в 21 год в результате курьёзного случая: его несохранившуюся статую «Спящий купидон» продали кардиналу Раффаэле Риарио под видом античной за большие деньги. Обнаружив подлог, коллекционер возжелал посмотреть лично на молодого скульптора, столь талантливо сымитировавшего античных мастеров. Первой римской работой Микеланджело стал «Вакх», имевший большой успех.
В Риме Микеланджело обзавёлся друзьями, такими как его коллега по ремеслу Себастьяно дель Пьомбо, а также влиятельными соперниками, такими так Донато Браманте и Рафаэль. Но главным двигателем его карьеры были отношения со столь непохожими друг на друга папами римскими – Юлием II, Климентом VII и Павлом III. Без их заказов мы бы не увидели многих великих памятников эпохи Возрождения.
В Риме же Микеланджело и скончался в возрасте 88 лет в доме на виа Мачель де Корви, снесённом в конце XIX века при реконструкции площади Венеции. Теперь на его месте находится монумент «Алтарь Отечества». Менее чем за месяц до его смерти на Тридентском соборе было принято решение прикрыть скандальную наготу персонажей «Страшного суда». Некоторые историки считают этот момент концом Возрождения.
От мрамора к фрескам
Если ватиканская «Пьета» стала первым успешным проектом 22-летнего Микеланджело в Риме, то работа над надгробием Юлия II стала одним из самых сложных и тяжёлых заказов. Здесь было всё: сложные отношения между скульптором и папой, интриги Браманте, и, наконец, смерть папы. И хотя финальное надгробие получилось меньше изначального проекта, результат всё равно впечатляет. Недавно отреставрированные скульптуры можно увидеть в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Настоящим вызовом для Микеланджело стал заказ на роспись свода Сикстинской капеллы, доверенный ему тем же Юлием II. Ему не смогли помешать ни отсутствие опыта во фресковой живописи, ни происки конкурентов. «Не увидев Сикстинскую капеллу, нельзя составить себе представления о том, чего может достигнуть человек», напишет Гёте спустя два века. Этот проект дался Микеланджело невероятно тяжело, но он всё-таки смог завершить работу уже в преклонном возрасте.