Поиск

Поиск

#СобачкаВоскресная из Сиены

В издательстве СЛОВО/SLOVO вышла необычная книга – #СобачкаВоскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства». С разрешения издательства делимся главой из книги, посвященной итальянским собачкам.

 

 

О красной собачке, о том, какое впечатление производит недооцененная туристами сиенская Пинакотека, и важности цвета

Сурия Садекова. 17 июня 2018 г.

За все время моих поездок по разным городам и странам и посещений музеев одно из самых сильных впечатлений на меня произвела затерявшаяся в тесных улочках Сиены Национальная пинакотека — музей, расположившийся в двух связанных между собой дворцах — палаццо Буонсиньори и Бриджиди.

Siena_duccio

Слева: Сиенская пинакотека © Kristi Blokhin / Shutterstock.
Справа: Дуччо ди Буонинсенья, Маэста, 1308-1311 © Svetlana Chekhlova / Shutterstock.

Сиена переполнена туристами, на улицах и в церквах толпы народа, а в этом музее на удивление пусто.

Сегодня не только в Италии, но и вообще в мире, малолюдные музеи большая редкость. Я провела там более шести часов, посетители то появлялись, то исчезали. В каждом зале было не более двух-трех человек да один на несколько залов скучающий смотритель. Флорентийскую галерею Уффици, в свою очередь, надо буквально брать штурмом. Превосходство флорентийской школы не подлежит дискуссии, оно очевидно, однако не каждый посетитель музея — искушенный искусствовед.

Но чем неискушеннее зритель, тем важнее ему увидеть бесспорные шедевры. Так, например, в Лувре зал, где выставлена «Джоконда», больше напоминает метро в часы пик, зато в залах с хрестоматийными шедеврами французского, голландского или немецкого искусства царит истинно музейная тишина.

С сиенской Пинакотекой такая же история. Все жаждут смотреть на высокое флорентийское Возрождение и не проявляют интереса к искусству позднеготическому и ранневозрожденческому.

Сиена, расположенная лишь в часе езды от главного города Тосканы, любознательным туристам поможет лучше понять искусство Флоренции. К тому же каждую из представленных в Пинакотеке картин можно смело сравнить с голливудским блокбастером, столь увлекательно и причудливо трактуются в них библейские сюжеты. Живопись раннего сиенского Возрождения, многое унаследовавшая от искусства Византии, весьма самобытна и удивительно современна. За розовощекую, довольно обманчивую невинность мадонн работы сиенских мастеров часто называют «сладкой живописью», dolce. Однако, мне кажется, в ней нет ничего сладостного, за мнимой пасторальностью нежных красок таится готическая жесткость.

Безусловно, бесспорными шедеврами этого музея считаются работы главных сиенских мастеров Симоне Мартини или Пьетро и Амброджо Лоренцетти, но мое внимание привлекла собачка на картине Бартоло ди Фреди, одного из мастеров сиенского Кватроченто, родоначальника династии живописцев, вошедших в историю под именем Чини.

Странная красная собака изображена на огромной, сложной по композиции картине «Поклонение волхвов», разбитой на множество внутренних историй, объединенных каноническим сюжетом Нового Завета. На первом плане, в людской толпе жаждущих прильнуть к Мессии, пеших и конных, королей и простолюдинов, под ногами коня возникает эта испуганная красная собачка… Я долго искала ответ, почему художник, на картинах которого можно часто видеть различных животных, в данном случае пишет это испуганное собакоподобное существо именно красным.

5d9a48cc15dd46170a31d0684bee0da7

Бартоло ди Фреди, «Поклонение волхвов», фрагмент, 1385 год, Сиенская Пинакотека

 

Я искала исследования об этой картине, искала в книгах и словарях, описывающих аллегории и смыслы в старой живописи. Напрасно.

Мне кажется, в данном случае лишь книга о цвете Мишеля Пастуро даст не ответы, конечно, но материал для размышлений. В томе, посвященном красному цвету, автор объясняет двойственность смыслов и аллегорий этого цвета. Красный цвет имеет одновременно коннотации положительную и отрицательную, символизирует собой противоположные смыслы. Красный олицетворяет Святой Дух и широко используется католической церковью в дни Троицы, когда христиане празднуют победу жизни над смертью.

Bartolo_di_Fredi_-_Adoration_of_the_Magi_2

Красный — цвет смерти, цвет крови, пролитой Христом для спасения человечества, и он же цвет Сатаны — пламени ада. Красный символизирует мужскую силу, это цвет власти и войны, цвет огня и крови. Пастуро напоминает o том, как часто в классической живописи в сцене поцелуя Иуды Христос и предавший его ученик изображаются в одинаковых одеждах и одинаковых позах, они — олицетворение дуальности мира, тонкости и хрупкости моральных границ.

Доля секунды — и смыслы меняются на полярно противоположные. Собака путается в ногах лошади, насторожена — олицетворяет неверие, сомнение в истинности рождения Младенца. О чуде рождения Христа знали только волхвы. Собачка на картине — аллегория сомневающихся обывателей.Бартоло ди Фреди. 1330-1410. Поклонение волхвов. 1370–1380-е. Сиена, Национальная пинакотека

Красная собака ди Фреди — обо всем рассказанном Пастуро. Она и есть Христос и Дьявол, Любовь и Ненависть, Война и Свобода. Для меня она главный герой «Поклонения волхвов».

 

Ключевые слова
искусство, СЛОВО

Похожие материалы

Культура и искусство

Знаменитые русские в Лигурии

Лигурия
Посмотреть
Культура и искусство

Укрощая камень: от Капрезе до Рима с Микеланджело

Тоскана, Лацио
Посмотреть
Культура и искусство

Палатинская капелла в Палермо

Сицилия
Посмотреть
Культура и искусство

Керамика Виетри-суль-Маре

Кампания
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Тревизо

Венето
Посмотреть
Куда поехать

Мини-гид по Кремоне

Ломбардия
Посмотреть
Культура и искусство

  Подписаться на рассылку