Приехав в Россано, время даром не теряйте, а направляйтесь прямиком к Кафедральному собору, вернее, в примыкающий к нему Епархиальный музей. Именно там выставлен знаменитый «Россанский кодекс» (Codex purpureus Rossanensis) ‒ один из древнейших (он относящийся к VI веку) и ценнейших манускриптов Нового Завета на греческом языке.
«Россанский кодекс» содержит полный текст Евангелия от Матфея и почти полный – Евангелия от Марка. Это самый ценный и хорошо сохранившийся из семи имеющихся в мире подобных документов. Заметим, что фрагменты одного из них, именующегося Codex Purpureus Petropolitanus ( его называют ещё фрагментом N) хранится в Российской Национальной Библиотеке Санкт-Петербурга.
«Кодекс» состоит из 188 листов (376 страниц) выкрашенного в пурпурный цвет пергамента – именно этим цветом он обязан своим названием. Каждая страница содержит по 20 строк текста, написанного серебряными и золотыми чернилами.
Текст выполнен унициальном письмом, состоящим из изолированных заглавных букв, коим в III-VII веках было принято писать литературные произведения. Для повседневных документов применялось более простое письмо.
Древний том богато иллюстрирован. Он содержит изображения всех четырёх евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна, и Луки, и потому исследователи предполагают, что изначально Документ состоял из двух томов и включал все четыре евангелия, но том с евангелиями от Луки и Иоанна не сохранился.
Рассказ о земной жизни Христа сопровождается 15 миниатюрами, среди которых Притча о десяти девах, Воскрешение Лазаря, Притча о добром самаритянине, Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Омовение ног апостолам, Исцеление слепого, Самоубийство Иуды, Сцены суда Понтия Пилата. Исследователи считают изображение Пилата в «Россанском кодексе» самым древним из нам известных. Пилат предстаёт седовласым старцем, восседающим в курульном кресле – символе власти римских наместников.
Естественно, что столь ценный памятник находится под обеспечивающим климат- контроль стеклом, однако новые технологии позволяют листать его виртуальную копию и рассматривать в деталях, увеличивая текст и рисунки.
Происхождение «Россанского кодекса» точно не установлено, хотя большинство ученых полагают, что он был изготовлен в Сирии, точнее в Антиохии, откуда в 636-638 годах во время гонений на христиан монахи привезли его в Россано. Выбор был обусловлен тем, что этот калабрийский город в период между с 549 по 1059 годами (когда юг Италии был покорён норманнами) слыл «самым византийским» городом Италии. Его даже именовали Византийским Россано, Rossano la Bizantina. Там располагался епископат, монастыри и богатейшие библиотеки. Вероятно, именно поэтому «Пурпурный кодекс» оказался в кафедральном соборе Россано, где и пережил все последующие неспокойные века, пока и в 1831 году его не обнаружил местный священник Шипионе Кампорота, а затем в 1846 упомянул в своей книге, посвящённой Великой Греции (как называют античные греческие колонии, находившиеся на территории Италии) писатель Чезаре Мальпика. Научное же описание находка обрела лишь в 1880 году в немецком труде Еvangeliorum Codex Graecus Purpureus Rossanensis.
В начале XX века итальянский художник Несторе Леони попытался отреставрировать «Кодекс», однако сделал это крайне неудачно, и в результате пергамент потерял свой пурпурный цвет. Гораздо более удачно манускрипт был отреставрирован в 2012-2015 годах в римском Институте реставрации и консервации архивного и библиотечного наследия, после чего в 2015 году «Россанский кодекс» был внесен ЮНЕСКО в реестр документального наследия «Память мира».
Если у вас осталось время – всего за полчаса вы доберётесь до Козенцы, являющейся административным центром одноименной провинции Калабрии. Осматривая достопримечательности города, среди которых обязательным для посещения является Домский собор, построенный в XI веке, обратите внимание на
на памятник Бернардино Телезио, философа и естествоиспытателя, родившегося в Козенце в 1509 году и скончавшегося там же в 1588 году. Его сочинение «О природе вещей согласно её собственным началам» оказало большое влияние на Фрэнсиса Бэкона. Его считал своим учителем автор «Города Солнца» Томмазо Кампанелла. Знаменитый утопист даже приезжал в Козенцу для встречи с Телезио, но учёный был уже тяжело болен, и встреча не состоялась. Кроме девяти томов научных трудов Телезио оставил созданное им в Неаполе естественно-историческое общество Academia Telesiana. Эта академия располагает одной из самых богатых библиотек южной Италии. В Козенце она располагается на той же площади, что и памятник Бернардино Телезио.
Текст: | Елена Пушкарская |