Интересно, что линия 1 появилась позже линии 2, открытой в 1925 году. С появлением железнодорожной ветки, соединившей центральный вокзал с Поццуоли, Неаполь стал считаться первым городом Италии с собственным метро. Но как родилась идея о строительстве подземки?
Уже в 1872 году англо-итальянский инженер Ламонт Янг, неаполитанец, представил властям города смелый проект постройки метро, отклонённый комиссией из-за использования механизации, так как по конкурсу нужна была конная тяга. Десять лет спустя Янг предлагает план развития города, где метро выступает несущей осью: планировалась постройка двух новых кварталов в центре города, один из которых, «Рионе Венеция», должен был располагаться на насыпном грунте между набережными Мерджеллина и Позилиппо.
Планировалось, что через него будут проходить судоходные каналы. Естественно, этот проект тоже оказался слишком передовым для того времени. Впрочем, столетие спустя Янг получил, наконец, признание: одна из стен станции «Толедо» полностью посвящена его инженерному гению.
Почему же именно Неаполь одним из первых в Италии обзавёлся метро? Дело в его размере. В 1901 году, спустя сорок лет после объединения Италии, он стал самым густонаселённым городом ‒ 621 тысяч человек (538 тыс. в Милане и 422 тыс. в Риме). Большинство зарубежной торговли Италии шло через неаполитанский порт, поэтому постройка железнодорожных линий было делом насущной необходимости: облегчалась коммуникация с внутренними территориями, улучшалось сообщение между кварталами города. Первым открылся фуникулёр Кьяйя в 1889 году, соединив Вомеро и Парко Маргерита; в 1890 г. пришла очередь «Чиркумвезувьяны», железнодорожной ветки, соединившей городки, окружающий Везувий, с Неаполем.
Метро было жизненно необходимо, так как пригородные железные дороги, трамваи и фуникулёры не справлялись с большим количеством пассажиров. Строительство началось в 1906 году, но из-за первой мировой и сложных грунтов, оно завершилось лишь в 1925 году. 15 километровая линия пересекала город с востока на запад от Сан-Джованни до Поццуоли. До 2009 году по ней же проходили междугородние поезда, останавливаясь в Мерджеллине, на Флегрейских полях и пьяцца Гарибальди. Мерджеллина и Флегрейский поля – полноценные вокзалы, где останавливаются и пригородные поезда.
Италия в 60-х годах XX века буквально вибрировала от темпа индустриализации и урбанизации, невиданных до сей поры. Темп жизни и благосостояние жителей выросли: улицы заполонили автомобили, мотоциклы и мотороллеры. Неаполь также начал бурно развиваться после тяжёлых послевоенных лет; часто застройка шла хаотично, без оглядки на будущие транспортные проблемы: эти явления хорошо показаны Франческо Рози в короткометражке «Руки над городом». В середине шестидесятых, во время работы над проектом пятого фуникулёра, который должен был соединить Вомеро и область между пьяцца Кавур и Национальным археологическим музеем, было решено строить линию метро, чтобы соединить между собой новые северные окраины с центральной частью, холмами и старым городом.
Наконец, после долгих перипетий, мэр Маурицио Валенци 22 декабря 1976 года заложил первый камень станции «Медалье д’оро», но сильнейшее землетрясение 1980 года и постоянная нехватка средств сильно тормозили строительство в 80-е годы. Первая дистанция, Ванвителли ‒ Колли Аминеи, была открыта лишь в 1993 году и состояла из шести станций, находившихся в кварталах зоны холмов: Вомеро, Аренелла и Рионе Альто. В 1995 году линия продлилась до Пишинолы (ещё 3 станции) и лишь в 2002 году первый поезд достиг центра города, станции «Данте», 26 лет спустя начала строительства.
Но почему эту линию называют «Метрополитен искусства»? В 1995 году, когда пришла пора отделки станций, было решено сделать неаполитанское метро одной из достопримечательностей города. И, надо заметить, эта задумка блестяще оправдалась: в последнее время Неаполь переживает настоящий туристический бум, и часто все двенадцать станций первой линии буквально заполнены туристами. Растёт количество организованных экскурсий в подземку. В разработке интерьеров принимали участие лучшие представители современного искусства, предоставив для этого свои произведения. Станции «Гарибальди», «Университа́», «Толедо» ‒ настоящие шедевры архитектуры. Вот лишь некоторые из произведений искусства, которыми можно полюбоваться в метро.
«Гарибальди»: проект станции разработан французским архитектором Домиником Перро, используются две работы Микеланджело Пистолетто «Станция 1» и «Станция 2» (2013 г., шелкография).
«Университа́»: проект станции и дизайн интерьера выполнен канадским архитектором Каримом Рашидом. Выделяются два больших изображения Данте Алигьери и Беатриче как дань уважения итальянской литературе.
«Муничипио»: во время работ проект он изменён 27 раз, так как здесь были обнаружены античный греко-римский порт и башни эпохи арагонского владычества. Сейчас работы ещё не завершены, но уже можно полюбоваться башней «Инкороната» и видео-фреской «Проходы» израильского художника Микала Ровнера.
«Толедо»: вместе со станцией «Комсомольская» кольцевой линии московского метро эта станция считается самой красивой в мире. Её особенность – необычная архитектура, словно переносящая вас в прошлое города. У входа посетители видят арагонскую башню и две мозаики Уильяма Кендриджа под названием «Неаполитанская процессия». В глубине зала представлен «Проект центральной железной дороги города Неаполя 1906 года» и схема Ламонта Янга, о котором говорилось выше, «Благоустройство нижних кварталов Неаполя в связи с постройкой городской железной дороги» 1884 года.
«Данте»: долгие годы была конечной станцией, построена по проекту великой Гае Ауленти. В её интерьерах собрано немало шедевров искусства, например инсталляция «Без названия» Яниса Кунеллиса: рельсы, проходящие по обуви и одежде как символ обыденности в нашей жизни. Привлекает внимание также работа Джозефа Кошута «Эти наглядные вещи»: строки из «Пира» Данте, выполненные из неоновых светящихся трубок.
«Музей»: также построена по проекту Гае Ауленти. Здесь можно полюбоваться чёрно-белыми фотографиями Миммо Йодиче, Фабио Донато (посвящённые трагическому землетрясению 1980 года), а также главной достопримечательностью ‒ целым этажом Национального археологического музея («Станция Неаполис»), целиком состоящим из находок при строительстве станций «Толедо», «Собор» и «Университа́». Артефакты относятся к двум городам: греческой Партенопе, построенной на горе Пиццофальконе примерно в VII веке до н.э., и Неаполису, появившегося на месте между современными виа Фориа и корсо Умберто в конце VI – начале V века до н.э.
«Матердеи»: обратите внимание на цветные шелкографии Мательды Балатрези, Анны Джили, Стефано Джованнони, Роберта Льиглорова, Дениса Сантакьяры, Инноченте и Джорджа Соуден. Выход из метро находится на площади Шипионе Аммирато, украшенной красивой стеклянной стелой с мозаикой.
«Сальватор Роза»: эта станция – подземная часть террасного сада с творениями Миммо Ротеллы, Эрнесто Татафиоре, Миммо Паладино, Ренато Баризани и Джанни Пизани.
В общем, для тех, кто любит современное искусство – не так уж и страшно заблудиться в неаполитанском метрополитене.