Некоторые историки вина утверждают, что на Сицилию виноградную лозу привезли представители микенской цивилизации. Впоследствии виноград вида vitis vinifera (именно из него делают вино) прижился и в других регионах Италии. Культура потребления вина на острове была неразрывно связана с культом бога Диониса. Праздники в честь этого бога сопровождались песнями, танцами и безудержными возлияниями. К VII-V веку до н. э. вино с Сицилии поставлялось в Грецию, Африку и Рим, куда напиток привозили по морю в амфорах.
Важно отметить, что вино того времени едва ли похоже на современные аналоги. Так, например, Плиний Старший писал, что вино было белым, сладким и с высоким содержанием алкоголя. Оно разбавлялось морской водой, также в него добавляли всевозможные специи.
Во времена господства арабов на Сицилии производство вина сильно сократилось. Тем не менее, надо отдать мусульманам должное: дистиллировать виноградные отжимки и получать из них винный спирт начали именно они. Кроме того, арабы завезли на остров сорт дзибиббо (разновидность муската), из которого делают восхитительное пассито (сладкое вино из увяленного на солнце винограда). Некоторые историки сходятся во мнении, что именно арабы познакомили сицилийцев с технологией in perpetuum, схожей с системой солера, применяющейся для производства хереса.
Восхождение марсалы на винный Олимп началось в 1773 году благодаря британскому торговцу из Ливерпуля Джону Вудхаузу. Как-то раз он отправился в торговый поход на бригантине «Елизавета» в город Мадзара-дель-Валло, расположенный на западном побережье Сицилии. Внезапная буря заставила его укрыться в бухте города Марсала. По воле случая Вудхауз и его команда решили продегустировать местное креплёное вино. Видимо, результатом англичане остались довольны, так как уехал Вудхауз с Сицилии с пробной партией из 50 бочек марсалы. В скором времени он объявил монополию на поставку этого вина в Англию.
Сохранился манускрипт 19 марта 1800 года, подписанный адмиралом Горацием Нельсоном и Вудхаузом, – это первый контракт на поставку Марсалы на Мальту.
Одна из самых значимых виноделен марсалы ‒ Florio, основанная уроженцем Калабрии Винченцо Флорио. Вместе с сыном Иньяцио Флорио приобрёл большой участок земли между владениями Вудхауза и Ингэма и начал собственное производство, сделав акцент на качество. Вскоре винодельня Флорио стала ведущим производителем, а суда компании доставляли напиток по всему миру, успешно конкурируя с британцами.
Какое-то время Марсала использовалась в Австро-Венгрии, Италии, а также во времена сухого закона в США как лечебный препарат. Небольшие бутылочки марсалы Florio с надписью Tonic можно было найти почти в каждой аптеке Соединенных штатов.
В Российской Империи первое упоминание о марсале датируется 1846 годам благодаря императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. Во время своего пребывания на Сицилии она оценила марсалу как одно из лучших тонизирующих средств.
Марсала также успела поучаствовать в объединении Италии. Джузеппе Гарибальди и его «Тысяча» использовали для высадки в порту Марсалы 11 мая 1860 года британские торговые суда, предназначавшиеся для перевозки этого вина. Известно, что Гарибальди пробовал марсалу, но её поклонником так и не стал. По легенде, ему пришёлся по вкусу лишь самый сладкий вид вина, впоследствии названный Garibaldi Dolce.
Технология изготовления марсалы
Марсала относится к категории креплёных вин. Само «крепление» проходит с помощью виноградного спирта. В технологии производства марсалы можно встретить приёмы, характерные для изготовления креплёных вин в Португалии или Испании. К примеру, система выдержки вина in perpetuum очень схожа с системой солера, которую используют в Хересе. С портвейном же марсалу роднит то, что в её технологии используются как белые, так и красные сорта винограда.
В начале XX века популярность марсалы продолжала расти. Ситуация изменилась после эпидемии филлоксеры (вредоносная тля), практически уничтожившей винодельческую индустрию. После этой трагедии марсала долго не могла встать на ноги. И лишь в последние годы итальянское правительство и Консорциум марсалы взялись за восстановление имиджа самого популярного креплёного вина Италии. И если конкурировать с сухими винами ей не удастся, то найти своего потребителя даже в России марсале точно под силу.
Где остановиться
Текст: | Дмитрий Лысенков |