Джоаккино Россини и Изабелла Кольбран
Изабелла Анджела Кольбран дебютировала во Франции, но международная слава ее экстраординарному сопрано (охват – три октавы) пришла на сценах оперных театров Милана, Венеции, Рима и Неаполя. Не зря ей дали прозвище «черный соловей»: ее бельканто могло поспорить с трелями сладкоголосых птиц, а роскошные темные волосы и жгучие очи покоряли мужские сердца. Не устоял перед ней импресарио Доменико Барбайя, неаполитанский король и Джоаккино Россини, начавший писать оперы в 17 лет и мгновенно ставший самым популярным композитором среди современников. Когда они встретились, Кольбран была на пике признания. Она отличалась трагедийным актерским дарованием и предпочитала образы сильных и страдающих героинь, что не помешало ей влюбиться в жизнерадостного, пылкого и остроумного Джоаккино. Вдохновленный Изабеллой, Россини сочинял специально для ее голоса и типа красоты. Кольбран исполнила множество россиниевских героинь, но, к сожалению, ее певческой карьере и замужеству однажды пришел конец. Супруги отдалились друг от друга, и остаток жизни Изабелла провела в одиночестве за игрой в карты, а Россини влюбился снова. Но это уже совсем другая история.
Джузеппе Верди и Джузеппина Стреппони
Мария Клелия Джузеппа Стреппони, для близких просто Пеппина, была знаменитой певицей, выступавшей на сцене Венской оперы и Ла Скала, но затем из-за болезни потерявшей голос. А также второй женой и музой Верди, его доверенным лицом и советницей. Джузеппина была женщиной умной, образованной и с чувством юмора. Ее такт позволял ей мягко влиять на упрямого супруга, который доверял оценку своих творений только ей. Заканчивая очередные партитуры, он всегда звал Пеппину и играл свежесочиненную музыку, а затем прислушивался к ее советам, понимая, что ее тонкий слух и врожденное чувство прекрасного никогда не подведут. «Луиза Миллер», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад» и «Сила судьбы» многим обязаны именно ее чутью. Последняя опера без ее вмешательства могла вообще остаться лишь замыслом – ей удалось убедить неуступчивого мужа принять заказ Большого Каменного театра Санкт-Петербурга, несмотря на то, что контракт предусматривал приезд композитора в Россию на премьеру. В завещании Верди велел похоронить его рядом с почившей ранее супругой, что и было сделано в сопровождении оркестра и хора из 900 человек под управлением Артуро Тосканини.
Джакомо Пуччини и его женщины
У Пуччини было три страсти: музыка, охота и… женщины. И все это он успевал совмещать, находясь под постоянным надзором Эльвиры Бонтури. Жены, чья ревность и страсть сделали его жизнь тяжелой и в то же время полной интриг и неожиданных поворотов: как будто не в реальности, а в одной из его опер. Недаром его музыка опьяняла слушателей, в ней отразилась сама суть чувственной и увлекающейся итальянской души. Эльвира знала, что ее муж был прирожденным охотником, ведь она сама стала его первой жертвой. Когда Пуччини начал давать ей уроки пения, она была супругой купца Джеминьяни и матерью двоих детей. А затем с большим скандалом сбежала с композитором в Милан, где родился третий ребенок и где она, после долгих лет ожидания, все-таки добилась официального брака. Ее отчаяние и ярость хорошо переданы в образе Тоски из одноименной оперы. Эльвира была красива, но у маэстро появлялось слишком много искушений. Его многочисленные возлюбленные превращались в героинь его бессмертных произведений. Среди них была одна, англичанка Сибил Селигман, которая смогла стать близкой подругой Пуччини. Она вдохновила его на создание таких далеких от средиземноморской тематики опер, как «Мадам Баттерфляй» и «Девушка с Запада». Странно, что Эльвира, которая не гнушалась скандалами, побоями, слежкой и даже доведением до самоубийства в отношении других женщин, решила с Сибил дружить, благодаря чему та часто гостила на вилле композитора в Торре-дель-Лаго и поддерживала его вплоть до самой смерти.