Яркое описание волынщиков находим в «Музыкальном путешествии по Италии» Гектора Берлиоза: «Мне удалось послушать в Риме народную инструментальную музыку, доносящуюся из самой глубины веков: я говорю о волынщиках. Я нашел их игру замечательной в Риме, но еще более живое волнение я испытал от волынки в диких горах Абруццо, куда меня привело мое странствующее настроение». Помимо композитора, Стендаль, Диккенс, Гете и многие другие совершавшие Гран-тур господа упомянули музыкантов в своих воспоминаниях.
Все они указывали, что дзампоньяры наполняли своими пронзительными трелями холодный воздух городов как раз в неделю перед Рождеством. И хотя в наши дни старинный репертуар духовных песнопений, тарантелл и пасторальных мотивов в значительной степени утрачен, а волынщики зачастую прибегают к популярным американским мелодиям, все же их необычная музыка мгновенно создает нужную магическую атмосферу.
Считается, что волынка появилась на свет в ходе эволюции флейты Пана, античного бога плодородия и скотоводства. Недаром главной ее функцией было сопровождать основные моменты крестьянского года, согласно архаичному сезонному календарю. Поэтому, чтобы защитить волынку от злых сил, ее обычно обвешивали различными амулетами – такими, как красные банты и рога «против сглаза».
Согласно древнеримским историкам, Гай Юлий Цезарь одержал победу в военной кампании в Британии благодаря звукам этого инструмента, повергшим в смятение и людей, и лошадей противника. А император Нерон, большой ценитель музыки и других видов искусства, часто баловался игрой на волынке, причем играл на ней и тогда, когда Рим полыхал в Великом пожаре. Сохранилось немало фресок и статуэток, изображающих этот инструмент.
Дзампоньяры стали суперпопулярными в середине 18 века в Неаполитанском королевстве. Их дело возвели в статус настоящего ремесла, которое передавалось из поколения в поколение по мужской линии: по достижении определенного возраста, сын мог последовать по стопам отца. С тех пор волынка утвердилась в качестве традиционного инструмента именно на юге «сапога»: в Лацио, Абруццо, Молизе, Базиликате, Апулии и Сицилии.
Итальянское название волынки «дзампонья» восходит к латинскому слову sumponia, которое в свою очередь передает греческий термин «симфония». Оно и понятно – этот, казалось бы, нехитрый инструмент из трубок и мешка из козьей или овечьей кожи на самом деле является органом в миниатюре, способным выдавать мощное и глубокое полифоническое звучание. Несмотря на снисходительное отношение к нему на Апеннинах, существует более 50-ти (!) видов, ведь в каждой области его делают по-своему.
Для современной волынки могут взять и автомобильные шины вместо кожи животных, но все равно она изготавливается вручную, старыми добрыми ремесленными методами. Поэтому каждая мастерская выпускает свои уникальные инструменты: из древесины клена или вишни, маслины или кипариса, с применением в отделке соли, пчелиного воска, сыворотки, смолы или медного купороса, с добавлением бычьих рогов или деталей из пластика. Волынка неразлучна с чарамеллой – деревянной дудочкой конической формы.
Если кто-то не успел подивиться на мастерство дзампоньяров в рождественскую пору, всегда можно наверстать упущенное и посетить посвященные волынке мероприятия. Например, декабрьский фестиваль «Волынки мира» в Эриче, июльский международный фестиваль в Скаполи, проходящий с 1976 года, или августовский фестиваль в городке Аквафондата, который прозвали «борго волынок».
фото в слайдере © Pasquale Senatore