Поиск

Поиск

Жемчужина флорентийских гирлянд

Флоренция этим летом почти пуста. Помимо коронавируса, делавшего эту культурную Мекку недоступной для неевропейских туристов, с ее раскаленных площадей и улиц людей сметает августовская жара. Но если вы все же оказались в этих краях, очень советую проехать несколько километров в южном направлении от города...

 

Здесь вы окажетесь на холмах Рамоле, где, как пишут в путеводителях, пересекаются история, искусство и природа. Под этими словами подразумевается возвышающаяся над холмами и в окружении оливковых рощ Димора Гирландайо.

 

«Доменикоко ди Томмазо дель Гирландайо, которого по совершенству, величию и обилию его творений можно назвать одним из главных и наиболее превосходных мастеров своего века, был самой природой предназначен стать живописцем, и потому, несмотря на противодействие своих воспитателей (что часто препятствует вызреванию наилучших плодов наших талантов, занимая их тем, к чему они неспособны и отвлекая их от того, чем они были вскормлены самой природой), он, следуя природному предрасположению, стяжал себе величайшую Славу на пользу искусству и своим близким и на радость своему веку», — эта длинная, но ключевая для нашего рассказа цитата принадлежит Джорджо Вазари. Под воспитателями, пытавшимися сбить художника с истинного пути, автор «Жизнеописаний» подразумевал скорее всего отца художника, Томмазо Бигорди, преуспевающего ювелира, который, как отмечает Вазари, «был первым, кто выдумал и пустил в оборот украшения, которые носят на голове флорентийские девушки и которые называют гирляндами».

csM6JOpc

Так что нет ничего удивительного, что глава семьи настаивал, чтобы и его сыновья, в первую очередь, старший Доменико, тоже занимались этим, приносящим хороший доход ремеслом. К тому же отсутствии художественной прозорливости у Томмазо компенсируют две его несомненные заслуги как перед семьёй, так и перед историей. Первое — звучное имя Гирландайо, которое семейство Бигорди получило в связи с его ювелирными успехами. А второе — покупка расположенной вблизи Флоренции средневековой Диморы, о которой и будет наш дальнейший рассказ.

Как утверждает историк Николетта Балдини, посвятившая истории этой резиденции нескольких поколений семьи Гирландайо весьма объемный том I Ghirlandaio a Colle Ramole, со второй половины 15 века принадлежит семье Гирландайо. Как видно из названия, в те времена это имение носило имя Colle Ramole, и приобретено оно было у благородной, но нуждавшейся в средствах дамы Марии Джамбелло. На этой загородной вилле собиралось все славное семейство: Доменико Гирландайо и его младшие братья Давиде и Бенедетто, а позже и их сыновья, многие из которых тоже были художниками. Не будем здесь перечислять украшающие многочисленные церкви и музеи Тосканы произведения, оставленные этой династией. Скажу только, что Доменико Гирландайо был любимым художником Лоренцо Великолепного.

Есть все основания предполагать, что на Colle Ramole бывали и многие другие прославившие флорентийское искусство мастера, и как утверждают историки, вполне вероятно, что в гостях у Гирландайо в разные годы побывали и Рафаэль и Микелянджело.

Забегая вперёд, скажу, что в современной, возрождённой и отреставрированной её нынешними владельцами Диморе есть залы, носящие имена обоих этих гениев Возрождения. Характерно, что в смежном с ними помещении находится герб семьи Гирландайо.

Совсем юный Микеланджело познавал основы живописи в мастерской Доменико Гирландайо, считавшейся одной из лучших флорентийских школ. Интересно, что как отмечает Вазари, ему тоже пришлось действовать вопреки родительской воли — семья хотела видеть гениального художника литератором. Что касается Рафаэля, Вазари утверждает, что он был дружен с Ридольфо Гирландайо, сыном Доменико. Он пишет, что Рафаэль даже настаивал, чтобы Ридольфо следовал за ним в Рим для работ в Апостольском дворце, но Ридольфо не мог жить без Флоренции и как говорит Вазари, «вида на купол из своего окна».

dimora_

Имеется в виду купол флорентийского кафедрального собора Санта Мария день Фьоре, на который действительно открывается вид из башни Диморы. Интересная подробность, Colle Ramole была построена до того, как Филиппо Бруналески возвёл прославивший его и Флоренцию уникальный купол. И не понятно, по какому проведению из ее окон открывается этот уникальный вид. Как бы то ни было, Ридольфо Гирландайо, похоже, был действительно очень привязан к Диморе. Во всяком случае именно он расписал примыкающую к ней капеллу фресками, на которых божественные сюжеты пересекаются с историей его семьи. В алтарную часть капеллы он украсил изображением восседающей на троне Maдонны с младенцем, а по обе стороны Святой девы изобразил коленопреклонённых Святые Доменико и Бенедетто.

Как утверждает в своём исследовании Николетта Балдини, эти изображения является несомненной данью памяти отца и дяди Ридольфо, как и изображение гирлянды, коей семейство обязано своим именем. Расположенные по обе стороны от алтаря пространство Ридольфо Гирландайо украсил своим автопортретом с сыном Доменико и портретом Доменико Гирландайо. Фрески прекрасно сохранились, и сегодня капелла, является жемчужиной не только самой Диморы, но и всего флорентийского художественного контекста. Капелла освящена и по предварительной договорённости, её можно не только посетить, но и провести там религиозные церемонии.

dimora_2

Возвращаясь к самой Диморе, скажу, что после того, как ей владели Гирландайо, она неоднократно переходила из одного владельца к другому. В последний раз это произошло в 2010 году, когда семья тосканских предпринимателей Чеки приобрела её у семьи Агостини. Кстати, до этого момента Димора значилась в туристических справочниках именно под именем Агостини.

«Мы решили, что имя Димора Гирландайо в этом случае более уместно», — рассказывает, Марко Чеки, представляющий молодое поколение предпринимательской династии. По его словам, он хорошо знал эту виллу и даже в детстве играл на её территории. И потому, когда представилась возможность, купил её «больше из любви, чем каких-то других соображений». Затем начался длившийся семь лет этап реконструкции.

«Работы было очень много — потолки, полы, все пришлось перекладывать. Мы подбирали идентичные исторической постройке материалы, и использовали старинные технологии. Над реконструкцией работали исключительно местные ремесленнические бригады. Так что здесь все настоящее».

39860138272_9bded36202_k

По словам нынешних владельцев, в результате оказалось, что вложенные средства настолько превысили первоначальную смету, что продажа виллы, как предполагалось ранее, стала не просто нерентабельной, но убыточной. И потому они оставили эту жемчужину у себя. Сейчас Димора Гирландайо является частной собственностью, предлагаемой в аренду.

 

Место
Тоскана
Ключевые слова
Елена Пушкарская, Тоскана, Флоренция

Похожие материалы

Куда поехать

Сад Боболи: зелёное сердце Флоренции

Тоскана
Посмотреть
Культура и искусство

6 парков современного искусства в Тоскане

Тоскана
Посмотреть
Культура и искусство

Укрощая камень: от Капрезе до Рима с Микеланджело

Тоскана, Лацио
Посмотреть
Made in Italy

L’Eroica: герои на велосипедах

Тоскана
Посмотреть
Эногастрономия

Что попробовать в Тоскане?

Тоскана
Посмотреть
Куда поехать

6 мистических мест Италии

Тоскана, Сицилия, Лацио, Эмилия-Романья
Посмотреть
Куда поехать

  Подписаться на рассылку