Эриче
Притягательность и обаяние, традиции и славное прошлое, красота и удивление – именно такие слова и эмоции возникают во время прогулки по узким улочкам Эриче, одного из самых красивых малых городов Италии.
Его когда-то воспел Вергилий: троянский герой Эней, легендарный основатель Рима, в своих странствиях побывал и здесь.
Наше путешествие по Эриче начинается с Порта Трапани, после чего мы попадаем в сеть его улочек и небольших площадей с церквями и палаццо на фоне величественных панорам. Церкви – главное архитектурное достояние Эриче, его даже называют «городом ста церквей». Конечно, в реальности их меньше, но некоторые из них осмотреть стоит обязательно. Помимо норманнской Сан-Мартино и Сант’Альбертино дельи Аббати, заслуживает особого внимания самая старая местная церковь, Санта-Мария-Ассунта. Её квадратная колокольня украшена бифорами, или венецианским окнами. Когда-то она также служила сторожевой и оборонительной башней. В правом крыле церкви находится девять распятий: согласно легенде, их принёс Федерико Арагонский, остановившийся в Эриче при бегстве во время войны.
Испанский квартал – одно из самых красивых мест в городе. Он появился в период испанского владычества для размещения испанского гарнизона, что было обязательно для всех городов Сицилии. В Эриче был построен небольшой форт, от которого остались живописные руины, а также церковь св. Антония. Кстати, квартал в своё время так и не достроили, а солдаты жили в ближайшем замке.
Символом Эриче считается Кастелло ди Венере, замок, построенный норманнами из материалов храма Венеры, именно поэтому он получил такое название. Замок ограждали башни, рядом с которыми затем появился Балио, великолепный парк в английском стиле, из которого открывается панорамный вид на тирренское побережье залива Трапани с одной стороны, Сан-Вито-Ло-Капо на горизонте и порт Трапани с солончаками и Эгадскими островами с другой.
Седжеста
Первое, что видишь, подъезжая к Седжесте, – это храм на плоскогорье между двумя вершинами гор. Именно здесь находился город в V-IV вв. до н. э. До наших дней дошли античный храм, театр и святилище квартала Манго.
Дорический храм Седжесты великолепен как по архитектуре, так и по месторасположению. Вероятнее всего, он датируется последним тридцатилетием V века, т.е. 430 – 420 гг. до н.э.
Театр Седжесты находится выше, на северном склоне горы Барбаро. Он неплохо сохранился, его диаметр – около 63 м. Театр частично вырублен в скале и частично построен из известняковых блоков. Самый верхний ярус амфитеатра не сохранился, но, по всей вероятности, когда-то его поддерживала полукруглая стена. Под трибунами обнаружилась пещера, использовавшаяся древними элимцами для религиозных целей.
Святилище Манго было открыто археологами чуть за пределами города, в районе Манго. Оно окружено стеной из грубо отёсанного камня. Вид святилища очень живописен. Внутри него когда-то было много построек, о чём можно судить по найденным капителям и колоннам, а также черепкам VIII-V вв. до н. э., на некоторых из которых есть надписи.
Недавно при раскопках в северном и южном акрополях Седжесты были обнаружены останки средневекового города (периодов норманнского и арабского завоеваний).
Пещеры Куза находятся в 13 км от Селинунте. Именно из них доставлялись известняковые колонны для постройки храма Селинунте. Когда-то в этих пещерах устраивались представления, антураж можно оценить и сейчас. Прогулка между почти законченными колоннами, готовыми к отправке в очередной храм – настоящее путешествие в прошлое; кажется, что «фабрика храмов» остановила работу только что.
Селинунте
Город, внушительный с точки зрения культурного наследия и окружающих ландшафтов. Раскопки здесь весьма обширны, поэтому по ним организовано движение на электромобилях. Руины производят неизгладимое впечатление, которое сложно передать словами.
Селинунте некогда занимал большую территорию: здесь, на восточном холме, располагалось три храма, сегодня обозначаемые литерами E, G, F.
Храм G находится на севере (справа от входа на раскопки). Это массивное религиозное сооружение классической архитектуры, напоминающее храм Зевса в Агридженто. Его строительство началось в 530 году до н.э. и так и не было завершено ввиду падения Селиненте. В верхней точке его высота достигала 30 метров! Так как строительство растянулось надолго, видны отличия в стиле постройке западного крыла.
Храм F самый маленький по размеру. Планировалось, что он будет иметь 6 колонн спереди и 14 с боков. Вход в целлу (основное помещение) предварялся пронаосом, поддерживаемым двумя колоннами. Заднее крыльцо с портиком небо предусмотрено.
Храм Е был построен в 460-450 годах до н.э. в дорическом ордере с шестью фронтальными колоннами и пятнадцатью по бокам. Вход в целлу предварялся пронаосом, поддерживаемым двумя колоннами. За целлой находился адитон, слегка приподнятый по отношению к целле. Вход в него был разрешён только жрецам. Храм E обрушился из-за землетрясения, но его восстановили в 1960 году. Знаменитые метопы, украшенные сюжетами из античной мифологии, выставленные в Археологическом музее Палермо, некогда украшали именно этот храм.
На южной стороне раскопок можно наблюдать остатки древней крепостной стены, некогда окружавшей античный город. Здесь же находятся постройки эпохи пунических войн: место для жертвоприношений, каркас сакрального здания, на полу которого сохранись изображения богини Танит, кадуцея (жезла Меркурия), священного быка.