Поиск

Поиск

«Бедствия, созидание, обращение к прошлому». Как Венеция справлялась с трудностями в XVI веке?

Венеция не раз переживала не просто сложные, а катастрофические времена, - и каждый раз выходила из них с честью. С разрешения издательства СЛОВО/SLOVO публикуем фрагмент книги профессора Университета Глазго, специалиста по истории венецианского искусства эпохи Возрождения Тома Николса «Эпоха перемен. От Беллини до Тинторетто. Ренессанс в Венеции».

 

Глава носит название «Бедствия, созидание, обращение к прошлому» и рассказывает об одном из самых тяжелых периодов в жизни города.

 

Бедствия, созидание, обращение к прошлому. 1576–1600

Последняя четверть XVI века обернулась для Венеции полосой политических неурядиц, экономического упадка и духовной неуверенности. Чрезмерный оптимизм и патриотический угар после победы над турками в битве при Лепанто в 1571 году можно рассматривать как симптомы ухудшающейся ситуации.

Конфликт разгорелся из-за турецкой угрозы Кипру, последнему торговому и военному оплоту Венеции в Леванте; но в течение двух лет остров был потерян для Венеции навсегда, и так называемая Священная лига, связывающая Венецию, папство и Испанию, распалась.

Затяжной экономический спад не мог не сказаться на лидерстве сословия патрициев, хотя государственные заказы снова вышли на первый план, когда правящая элита с новым упорством и решимостью взялась утверждать свою власть над городом. Патрициат постепенно отступал от дерзкого индивидуализма renovatio urbis середины века, даже если стремился выглядеть приверженцем традиций в религиозных вопросах и расширять свое влияние во многих сферах венецианской культуры. На авансцену политической жизни вышла группа семей, известная как case giovani («молодые домá»), с твердым намерением возродить традиционные идеалы Республики. Однако это означало не столько возвращение к коллективным культурным ценностям прошлого, сколько переход к консервативному иерархическому социальному устройству и условностям в искусстве. Новые реакционные веяния вполне укладывались в русло Контрреформации с ее жесткими установками на восстановление давних принципов и традиций католического христианства. Общественный и религиозный консерватизм в Венеции отныне был поставлен на службу общему делу, что стало характерной чертой этих десятилетий.

 

Борьба с чумой, пожарами и нищетой

Два катастрофических пожара нанесли страшный вред главным залам Дворца дожей в 1574 и 1577 годах, уничтожая обширные циклы istorie, коллекции вотивных картин и портретов, собранные за последние 200 с лишним лет и составлявшие самую ценную часть венецианского художественного наследия. После гибели знаменитого Цикла Александра в Зале Большого совета велись серьезные разговоры о сносе всего здания, и давний покровитель Палладио Маркантонио Барбаро настаивал на том, чтобы поручить архитектору постройку нового дворца в классическом стиле. Но в свете новых консервативных предпочтений радикальное решение Барбаро быстро отклонили, и было принято решение восстановить, а не перестраивать дворец. Это открывало перед художниками новые возможности участия в обширных программах живописного украшения. Приметой времени стало то, что эти «коллективные» усилия обернулись, по сути, провалом с точки зрения самого искусства.

а®б 1

Андреа Палладио, Иль Реденторе, 1577–1592. Остров Джудекка, вид с Рива делле Дзаттере

Тем не менее многочисленные подобные вызовы тех лет стимулировали и новаторство в искусстве. Скажем, из-за вспышки чумы 1575–1577 годов, унесшей жизни до трети населения города, была построена великолепная церковь по проекту Палладио на острове Джудекка, на юге города. А в Скуола Гранде ди Сан Рокко та же чума подтолкнула к созданию новых циклов потолочных и настенных картин Тинторетто, по праву признанных одними из самых грандиозных работ, созданных в Италии и даже Европе в конце XVI века.

В этот период Венеция чувствовала себя потерянной, чего никогда не было в ее истории. Но культурный и духовный дискомфорт нет-нет да и зажигал творческую искру. Многие работы этих десятилетий выражают любопытный спор между традиционным патриотическим самовосхвалением и самооправданием и менее привычным ощущением того, что город стал объектом божественного гнева и наказания. Склонность венецианцев к отождествлению себя с избранным Богом народом и уверенность в победоносной судьбе города были переформулированы со всей ясностью, особенно в контексте официальных художественных заказов для Дворца дожей.

И все же множившиеся разочарования, трагедии и невзгоды усиливали тревожное убеждение, что Венеция расплачивается за грехи роскошного образа жизни и расточительности. Назревшая потребность в срочной «реформе» морали нашла выражение как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, и это можно рассматривать как целенаправленное отступление от традиций богатого колористического изображения и неформальных подходов, характерных для предыдущих десятилетий. Светские, чувственные и индивидуалистические аспекты художественной культуры XVI века были поставлены под сомнение, по мере того как город стремился вернуться к своим старым традициям сдержанности и благочестия.

Искупление — вот что стало насущной культурной, художественной и духовной заботой в эти десятилетия и, безусловно, лежало в основе государственного заказа, доверенного Палладио, на строительство новой церкви, известной просто как Il Redentore, «Спаситель». Прямое обращение к самому Христу, а не его многочисленным заступникам или адептам, было и лейтмотивом того времени, отражающим возрастающее влияние Контрреформации. Сам факт, что новая церковь строилась по заказу государства, а не религиозного ордена, как в случае с другим проектом Палладио, Сан Джорджо Маджоре, является показателем изменения культурного климата. В эти десятилетия государство стремилось представить себя набожной или даже в некотором роде религиозной структурой, но в манере, совершенно отличной от секуляризма renovatio urbis.

а®б 2

Андреа Палладио, Сан Джорджо Маджоре. Начато 1565. Остров Сан-Джорджо

Важно отметить, что церковь Иль Реденторе появилась во исполнение клятвы, данной Сенатом в разгар чумы, а не после. Новое здание родилось из невзгод и страданий и задумывалось как дар разгневанному Богу, воззвание к его милости. Было дано клятвенное обещание, что дож и его Сенат вместе с хором собора Святого Марка будут ежегодно устраивать процессию к церкви в день окончательного избавления от чумы, чтобы выразить благодарность венецианцев за Божью помощь.

В свете этого здание Палладио, к постройке которого спешно приступили в 1577 году, понималось как вотивный храм, и такая концепция повлияла на его компактный внешний вид. Хорошо просматривающийся с другого берега канала Джудекка сложный горизонтально вытянутый фасад эффектно скрывает толстые подпорные стены нефа и контрфорсы, создавая иллюзию центрического в плане здания, как во многих других вотивных храмах. На самом деле церковь имеет форму латинского креста — такое решение, видимо, принято для обеспечения максимальной вместимости церкви, создания комфортных условий для проведения служб и улучшения акустики внутри. Иллюзия пяти фронтонов, уместившихся в пространстве фасада, отражает творческий поиск Палладио, вдохновленного Пантеоном в Риме, как это иллюстрирует ксилография в его теоретическом исследовании Четыре книги по архитектуре (I quattro libri dell’architettura), опубликованном в 1570 году. Этот труд оказал основополагающее влияние на распространение классического архитектурного стиля Палладио по всей Европе в последующие века.

Однако архитектор не посещал Рим вот уже более 20 лет, и изобретательность и оригинальность нового фасада, возможно, свидетельствовали о том, что архитектор все больше отдалялся от классических первоисточников. В сравнении с фасадом Сан Джорджо фасад Иль Реденторе выглядит и более сложным, и более спаянным с самим зданием. Пересекающиеся треугольные фронтоны вступают в более тесный диалог с увеличенным куполом, который увенчан затейливым фонарем со стоящей фигурой Христа Спасителя.

Хотя пуритане-капуцины, разместившиеся в церкви, поражались ее величию, сооружение в полной мере воплощает простоту и неспешный ритм монументальной классической архитектуры Палладио. Обходясь без покраски, с минимальным набором декоративных элементов, Иль Реденторе — пример изобразительной сдержанности, характерной для многих произведений искусства, созданных в Венеции в эти десятилетия, особенно тех, что находились вдали от Дворца дожей. В интерьере (рис. 3) единственный неф и боковые капеллы экономно отделаны сочетанием истрийского камня и побеленной штукатурки, что создает атмосферу аскетизма, резко контрастирующую с теплым и таинственным золотым сиянием собора Святого Марка.

Архитектура Палладио в Иль Реденторе представляет собой неуловимую адаптацию римского стиля к новым императивам Контрреформации, вместе с тем обозначая его уход от соблазнов декоративности, цвета и чувственности. Это странным образом перекликается с самыми последними религиозными картинами Тициана, в том числе невероятной Пьетой, которую художник намеревался поместить над своей могилой во Фрари. Церковь Палладио и последняя картина Тициана разделяют скорбный тон, как будто высшее мастерство их создателей сдерживается Божьим осуждением мирской самонадеянности.

Accademia - Pietà by Titian

Тициан, Пьета. 1575—1576. Выставлена в венецианской галерее Академии

Даже тени подобных сомнений нет в триумфальных аллегориях государственной власти и мирового владычества Венеции, которые создавались для роскошно отреставрированного Дворца дожей. И все-таки порой изобразительная гипербола рассказывает собственную историю, и ее можно считать еще одним свидетельством упадка Венеции как политической и культурной общности. Впечатляющая вотивная картина Веронезе Аллегория битвы при Лепанто, написанная для Зала Коллегии (Sala del Collegio), в некоторой степени исключение, подтверждающее правило. Тем не менее показательно, что суетливые заказчики вмешались в процесс работы над картиной, настаивая на более «корректной» интерпретации темы. Как уже отмечалось, поражению турецкого флота при Лепанто венецианцы придали слишком большое значение и воспринимали как некий переломный момент в полосе политических и экономических неудач.

Повалили заказы на публикации и картины, прославляющие победу, и мало кто задумывался о том, что очень скоро она окажется пирровой. В поэме Винченцо Маростики Venetia trionfante (Венеция торжествующая, Венеция, 1572) город сравнивается с Непорочной Девой, безгрешной и святой женщиной, и будто бы сам Бог направил меч Себастьяно Веньера, победоносного адмирала венецианского флота. Бог Отец или Христос часто появлялись на гравюрах с изображением битвы, и это, возможно, объясняет, какие изменения надлежало внести в картину Веронезе.

Заседание трибунала инквизиции в 1573 году по поводу Тайной вечери Веронезе, по-видимому, дало заказчикам право считать, что они могут потребовать от художника заменить призрачную фигуру святого Марка на небесах, изображенную на его подготовительном рисунке, образом самого Христа. Если в первоначальном наброске Веньеру, избранному в 1577 году дожем, позволено доминировать в композиции, где вокруг него собрались святые и аллегорические фигуры, то в окончательном варианте картины он становится второстепенным персонажем на фоне грандиозного появления небесного воинства.

Верховный Спаситель в левой руке держит глобус как символ земного мира, а правую поднимает в благословляющем жесте. Смещение акцента в картине с личности дожа, то есть светской власти, на власть небесную, вероятно, отражает приоритет ценностей case giovani, которые рьяно стремились к восстановлению многовековых традиций подавления индивидуальности.

Один из представителей этой группы «молодых домов», посол в Риме Леонардо Дона, особенно отличился, провозгласив в 1583 году, что предпочитает быть известным «в Римской курии как посол Венеции; в самой Венеции — как сенатор отечества… а не под личным именем». Но Веронезе лишь следовал местной иконографии, изображая евангелиста Марка, святого покровителя города, дарующим небесную поддержку коленопреклоненному дожу. Прямая ассоциация государства с самим Христом практически не имела прецедентов в венецианском патриотическом живописном искусстве, но недавно получила подтверждение в Иль Реденторе и отныне символизировала верность города христоцентрическим ценностям Контрреформации.

а®б 6

Паоло Веронезе, Аллегория битвы при Лепанто. Около 1578–1581. Холст, масло; 285 × 565. Дворец дожей, Зал Коллегии

В визуальном плане Аллегория Веронезе как будто возвращается к более простому и прямому типу композиции. Отказываясь от сложных импровизаций своего раннего периода, Веронезе возвращается к пирамидальной форме композиции и централизованным плоским фигурным группам, характерным для живописи начала XVI века. Особый акцент сделан на пересечении земной группы с небесной, и формы этих пересекающихся сфер, зеркально отражающих друг друга, подтверждают их тесную взаимосвязь.

О том, что Веронезе искал новые способы представления Венеции как идеального государства, достаточно красноречиво свидетельствует его грандиозная овальная картина Триумф Венеции (ок. 1579–1582), которую он вскоре написал для нового потолка в Зале Большого совета. В картине, написанной в пару к ней, — Венеция на престоле над завоеванными провинциями — Пальма Младший (ок. 1548–1628) соединил отсылки к работе Веронезе с элементами, взятыми из соседней потолочной картины Тинторетто. Однако Пальма провел семь лет в Риме, и его бескомпромиссное обращение с формой, больше похожее на настойчивые визуальные цитаты из потолка Сикстинской капеллы Микеланджело (особенно заметные в обнаженной фигуре на переднем плане, списанной с Ионы), придает его работе ощущение бесплодного упражнения в стилистическом эклектизме — кстати, весьма характерном для росписей обновленного дворца.

Заказ на оформление потолка этого зала, самого важного во Дворце дожей, включал 35 картин, распределенных между десятком именитых художников, и всеми работами руководил веронский архитектор, инженер и картограф Кристофоро Сорте (1510–1595). Такое распределение важнейшего художественного заказа среди большого числа художников и мастерских, — коснувшееся и других официальных помещений, — напоминает традиции прошлого и отражает возрождение (под натиском case giovani) стародавних принципов стилистического разнообразия, но жесткого руководства.

Однако теперь, в условиях, когда художники изо всех сил пытались приспособить сложные аллегорические программы, разработанные ведущими патрициями, качество произведенных работ оказалось далеко не ровным. Учитывая, что возвращение к Venezianità, пресловутой «венецианскости», в конце XVI века стало результатом социально-экономической неопределенности и культурного регресса, по большей части новая образная система во Дворце дожей была построена на скучной и раздутой изобразительной риторике. Самобытные и новаторские манеры ведущих художников города были скорректированы, иногда с удручающим результатом, в сторону эстетического «среднего арифметического» с целью удовлетворения особых потребностей слабеющего государства.

 

Место
Венето
Ключевые слова
Венеция, искусство, СЛОВО

Похожие материалы

Made in Italy

Виды венецианских масок

Венето
Посмотреть
Куда поехать

Тонкости Венецианского карнавала

Венето
Посмотреть
Культура и искусство

Палатинская капелла в Палермо

Сицилия
Посмотреть
Культура и искусство

Керамика Виетри-суль-Маре

Кампания
Посмотреть
Куда поехать

Остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции

Венето
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Тревизо

Венето
Посмотреть
Куда поехать

  Подписаться на рассылку