Палаццо Дзуккари
Глядя на этот дворец в двух шагах от Испанской лестницы, начинаешь испытывать чувство, чтобы он вот-вот тебя проглотит. Над дверью – выпученные глаза, снизу – лестница в форме челюсти, а в центре – дверь, ведущая прямо в пасть дома монстров, как его прозвали сами римляне. Здание было построено в 1592 году Федерико Дзуккари, художником и одним из основателей Академии Святого Луки, первой Академии искусств в Риме. Почему он захотел сделать вход в свой дом столь своеобразным, остается до сих пор загадкой. В 1904 году палаццо купила меценат Генриетта Герц, которая организовала тут салон для историков, археологов, музыкантов и художников. По ее завещанию, в дворце была организована библиотека с более 300 тысячами книг и 800 тысячами фотографий.
Адрес: via Gregoriana 28
Дворец итальянской цивилизации
Говорим Рим – представляем Колизей. Тот, который круглый. А что, есть другой? – спросите вы. Да, есть и Колизей квадратный, он же Дворец итальянской цивилизации, он же Дворец цивилизации труда. Здание было построено в районе ЭУР во времена фашизма для проведения Всемирной выставки 1942 года, но потом было заброшено и возвращено к жизни лишь в 90-х годах. Сейчас в нем располагается штаб-квартира и музей модного дома Fendi, арендующего палаццо за кругленькую сумму в 240 тысяч евро в месяц. Если начать считать арки Квадратного колизея, можно быстро сбиться со счета – всего их 216, это больше, чем в Колизее Флавиев. Благодаря необычной метафизической архитектуре, палаццо стал фоном для многих фильмов: «Рим – Открытый город» Росселлини, «Затмение» Антониони, «Восемь с половиной» Феллини и др.
Адрес: Quadrato della Concordia
Палаццо Маттеи-ди-Джове
Когда входишь в этот дворец неподалеку от Фонтана черепах, то чувствуешь, что за тобой наблюдают. Глаза многочисленных статуй и бюстов на стенах дворика направлены прямо на посетителя. И при этом это именно внутренний дворик, а не галерея или гипсотека. Герцог Джове Асдрубале Маттеи заказал себе новое жилище в 1598 году по случаю своей свадьбы с Констанцей Гонзага. Впоследствии в этих залах проживал Микеланджело Меризи, более известный как Караваджо, и Джакомо Леопарди, «поэт мировой скорби», стихи которого обязательно учат наизусть итальянские школьники. В наши дни в палаццо работает несколько учреждений культуры: Институт Министерства культурного наследия, Библиотека современной истории, Институт звуковых и аудиовизуальных активов и др.
Адрес: Via Michelangelo Caetani, 32
Красная гостиница
В Риме трудно найти другое здание подобного яркого цвета, как эта Красная гостиница в районе Гарбателла. Она была построена в конце 20-х годов прошлого века архитектором Инноченцо Саббатини, который вдохновлялся работами Палладио. Структура предназначалась для временного проживания семей, выселенных из собственных домов в результате масштабной перестройки столицы. Поэтому помимо комнат были разработаны помещения для детского сада, столовой, церкви, прачечной, общей кухни, складов. А теперь это жилое здание с полноценными квартирами. Его набашенные часы показывали долгие годы одно и то же время – 11.25, начало бомбардировки Рима 7 марта 1944 года. Но в прошлом году их отреставрировали и завели, так что ход истории возобновился.
Адрес: Piazza Eugenio Biffi, 1
Дворец паука
До района Коппеде добираются не все. А зря: красота его волшебного стиля «либерти» (итальянское определение ар-нуво) захватывает в плен сердца ценителей прекрасного так же быстро и надежно, как паутина свою добычу. И если внимательно посмотреть на Дворец паука, то сразу найдется его главный герой – вот он сидит прямо над воротами, плетет золотую, блестящую на солнце паутину, символизируя собой такую добродетель, как трудолюбие. Это четырехэтажное здание было спроектировано архитектором Джино Коппеде в 1920-х годах. Помимо вечно работающего насекомого, фасад дворца украшают рыцари и грифоны.
Адрес: Piazza Mincio, 4
Вилла Бразини
Вилла недалеко от моста Мильвио напоминает собой средневековый замок. Контрфорсы, ребра и шпили образуют довольно эклектичное зрелище. Чья это работа? Архитектора-алхимика Армандо Бразини, пожелавшего дворцом выразить свое мировоззрение. Он задумал это здание в 1925 году, в разгар фашистского периода, идя наперекор царившему тогда рационализму и предпочитая следовать эзотерическим теориям, герметизму и геомантии. Однако многоугольная башня, у основания которой находятся величественные колонны с барочными узорами, бюстами и гравюрами с загадочным смыслом не восхитили, а испугали местных жителей. И они начали поговаривать о живущих на вилле приведениях, якобы появившихся там после пыток гестапо во время немецкой оккупации.
Адрес: via Flaminia, 489
Дворец почты
Эллипсы, скрещенные диагонали, подковообразные элементы, широкая лестница, основанная на золотом сечении – Дворец почты представляет собой переплетение геометрических линий и фигур, глядя на которые можно оказаться загипнотизированными. Архитекторы Адальберто Либера и Марио де Ренци спроектировали здание, облицованное белым мрамором, в период с 1933 по 1935 год. И выбрали подходящий район в окрестностях Авентинского холма, рядом с пирамидой Цестия. Каждый геометрический элемент несет определенную функцию: на первом этаже расположены почтовые службы, а на верхних – офисы. В холле для посетителей находится эллиптическая стена, отделанная стеклянной плиткой, которая сияет в солнечных лучах, как будто гигантский бриллиант.
Адрес: via Marmorata, 4