Ареццо
Блистательный город на холмах восточной Тосканы уходит корнями в античность. Когда-то он был одной из крупнейших этрусских общин, затем стратегическим древнеримским городом, с процветающей торговлей и ремёслами. Из памятников упомянем достаточно хорошо сохранившийся амфитеатр. Когда-то город славился своими литейными и художественными мастерскими, где производили вазы, окрашенные в коралловый цвет. Впоследствии эта техника распространилась на всё Древнеримское государство.
В средние века Ареццо был городом-государством, где преобладала партия гибеллинов, постоянно враждовавшая с соседней Флоренцией. После поражения у Кампальдино в 1289 году город стал постепенно терять свою независимость. Несмотря на довольно удачливое правление династии Тарлати, в 1384 году город окончательно перешёл под власть Флоренции. Вместе с ней он вошёл в состав Великого герцогства Тосканского. Город находится на вершине холма на границе долины реки Арно. На его вершине высятся собор, палаццо комунале (мэрия) и крепость Медичи («Фортецца Медичеа»), от которых веером спускаются улицы до находящихся внизу нескольких городских ворот. Верхний город сохранил, в основном, средневековую архитектуру, но встречаются и прекрасные памятники более поздних периодов. Равнинная часть Ареццо – это современный и оживлённый город.
Флоренция
Во Флоренции находится богатейшее художественное наследие, яркое свидетельство её многовековых культурных традиций. Здесь творили Чимабуэ и Джотто, отцы итальянской живописи; Арнольфо и Андреа Пизано, новаторы в архитектуре и скульптуре; Брунеллески, Донателло и Мазаччо, стоявшие у истоков Возрождения; Гиберти и Делла Роббиа; Филиппо Липпи и Л’Анджелико; Боттичелли и Паоло Уччелло, а также гениальные Леонардо и Микеланджело.
Произведения этих и многих других поколений художников, включая наше время, находятся на обозрении в многочисленных музеях города, из которых самым знаменитым считается галерея Уффици, а также Галерея Палатина, где можно полюбоваться полотнами «золотого века»; музей Барджелло с коллекций скульптуры эпохи Возрождения, музей Сан-Марко с произведениями Анджелико, Академия, Капеллы Медичи и Дом Буонарроти, где хранятся статуи Микеланджело, музеи Бардини, Хорна, Штиберта, Романо, Галерея современного исскуства, соборный музей, музеи дельи Ардженти, делле Пьетре Дуре.
Величественные памятники знаменуют собой этапы развития искусства Флоренции: от мозаик Баптистерия к статуям Собора, от средневековых церквей с фресковой росписью до монастырей и храмов периода барокко, а также эволюция общественных и частных дворцов – палаццо Веккио, палаццо Питти, палаццо Медичи-Риккарди, палаццо Даванцати. Этрускам посвящён большой раздел в городском Археологическом музее.
Гроссето
В ткани современного города чётко выделен исторический центр, укрытый зеленым шестиугольником бастионов, перестроенных Франческо I в 1574 году. Город основан уцелевшими жителями Розелле, разрушенной сарацинами в 935 году, перебравшимися в долину реки Омброне в десятке километров от её впадения в море. Периодически жители страдали от вспышек малярии, окончательно побеждённой только в XX веке. В 1336 году Гроссето окончательно перешёл под контроль Сиены, которую, в свою очередь, покорили Медичи в 1559 году после битвы при Монтальчино. Гроссето – главный рынок и административный центр тосканской низменности (Мареммы), специализирующейся на сельском хозяйстве.
Обязательно посетите Собор, построенный в конце XIII века, Художественно-археологический музей, стены и церковь Сан-Франческо, Национальный парк низменности Маремма, руины этрусского города Розелле.
Ливорно
«Идеальный город» итальянского Возрождения, Ливорно приоткрывает завесу тайн истории любознательному туристу своими кварталами, разделённых каналами и крепостными стенами, хитросплетением улочек, напоминающих Венецию, портом времён Медичи, башнями и крепостями, вклинившимися в центр города. Город был спроектирован архитектором Бернардо Буонталенти в конце XVI века, а основная застройка происходила столетием позже.
К Старой Крепости (им. «Фортецца Веккиа»), грандиозному сооружению для защиты порта, обращены Новая Крепость («Фортецца Нуова»), городская стена и периметр каналов, по которым можно передвигаться на речном трамвае. Квартал «Венеция» действительно похож на исходник: те же каналы, по которым когда-то товары из порта перевозили на склады и обратно, сваи, улочки и переулки, величественные палаццо.
Ливорно, живой и дружелюбный город, усиленно рос в XVIII-XIX вв., когда в нём появилось много красивых неоклассических зданий, усаженных деревьями парков, музеев и госучреждений, вилл в стиле либерти на морском берегу, внушительное здание продовольственного рынка. История и дух Ливорно – космополитичны. Перекрёсток мира, с момента основания ставший новой родиной разных этноических групп, где соседствуют синагоги, христианские храмы и просто сады.
Ливорно известно своими художниками и музыкантами: Амедео Модильяни, Джованни Фаттори, Пьетро Масканьи родились здесь, чтобы внести бессмертный вклад в мировую культуру.
В Музее Джованни Фаттори и других культурных учреждениях проходят постоянные и временные художественные выставки мирового уровня. В музее Масканьяно собраны реликвии, свидетельства, документы, связанные с жизнью и творчеством великого музыканта. Его произведения исполняются во время оперного сезона, организованного Традиционным театром Ливорно.
В Монтенеро, на холмах Ливорно, находится санктуарий, посвящённый всемилостивой Богоматери, покровительнице Тосканы, куда не иссякает поток паломников. В его пристройке Вы найдёте обширную коллекцию приношений по обету. В основном они связаны с морем.
Лукка
Лукка, единственная из городов-государств Тосканы, сохранила свою независимость до 1847 года. Это убедительно доказывает насколько ревностно местная знать защищала свои свободы. В Лукке отлично сохранились городские стены (XVI-XVII вв.), длина их периметра 4250 км, включая 10 бастионов и земляную насыпь. В средневековой застройке города здесь и там высятся памятники и других эпох, включая Римский амфитеатр, Базилику Сан-Фредиано, площадь и церковь Сан-Микеле, собор Сан-Мартино, где хранится «святой Лик» и могилу Иларии дель Карретто, украшенную скульптором Япоко делла Кверча, Башню Гуиниджи, виа Филлунго, Палаццо Дукале на пьяцца Наполеоне, – последние свидетельства Принципата Лукки.
Масса-Каррара
Каррара – крупнейший в мире центр добычи и обработки мрамора. Находится у подножья Апуанских Альп в долине, окруженной зелёными холмами. Корень «кар» (камень) в названии города свидетельствует о его древности. Из маленькой деревушки уже в эпоху Древнего Рима он становится торговой империей: именно тогда мрамор вошёл в моду и больше не выходил из неё никогда. Благодаря своему стратегическому положению, богатым запасам мрамора, Каррара всегда была объектом завоеваний. В средние века это была Византия и лангобарды; в 1235 году Каррара становится городом-государством, герб которого использует и поныне. В эпоху синьорий входила в маркграфство Маласпина, принципат Чибо и герцогство Д’Эсте. В 1859 году в результате всенародного голосования Каррара присоединилась к Королевству Италия.
Пиза
Пиза, знаменитая во всём мире своей башней, и площадью Чудес (соборной площадью), имеет многовековую историю. Расцвет города пришёлся на период морских республик. Пиза – настоящая сокровищница архитектуры, включая романские и готические церкви, площади и палаццо, подчёркивающие красоту кварталов, ограниченных набережными Арно и античными дорогами. Старинный Университет до сей день не потерял своей значимости. В нём насчитывается множество факультетов и Высшая Нормальная Школа, расположенная на пьяцца деи Кавальери. Приезжающие в Пизу туристы открывают для себя не только искусство, культуру и историю, но и сокровища природы, такие как парк Мильярино – Сан Россоре, Литорале и Монте Пизано, дарящие посетителям умопомрачительные виды.
Пистойя
Находится у подножья Апеннин и может похвастаться памятниками истории, искусством, фольклором, монументальным искусством, красотами природы и эногастрономией. Из других городов Тосканы она выделяется своей оригинальностью и, безусловно, заслуживает посещения.
Прато
Со времён средневековья город находится в авангарде по историко-художественному потенциалу и туристической привлекательности. В историческом центре вы найдёте Императорский замок («Кастелло дель Императоре»), единственный памятник швабского владычества на севере центральной Италии, собор, дворец преториев, базилику Санта-Мария-делле-Карчети, церкви св. Франциска и св. Доменико, где находятся шедевры Аньоло Гадди, Паоло Уччелло, Филиппо и Филиппино Липпи, Донателло и других знаменитых художников XIV века и эпохи Возрождения.
В Музее наскальной живописи, соборном музее и Галерее Альберти выставлены коллекции произведений по XIX век включительно. В Музее ткани собраны образцы материй с V века н.э. по наши дни. Палаццо в стиле модерн находятся в восточной части города, там же, где и Центр современного искусства «Луиджи Печчи», где выставлена впечатляющая коллекция авангардистов.
Сиена
Сиена – это качество жизни, ставшее городом. Первый город в Европе, запретивший въезд автомобилей в центр города уже в 1966 году. Место, открытое интернациональной культуре, и, конечно, Университет, возраст которого «всего» 750 лет. Здесь находятся престижные Музыкальная академия Киджана, Университет для иностранных студентов, Академии Физиокритичи и Интронати.
Город, где каждый камень остаётся неизменным на протяжении веков, атмосфера которого неповторима, так как жители бережно соблюдают традиции отцов, главная из которых – знаменитое Палио Сиены. Каждый год это красочное соревнование проходит с неизменным успехом.
Текст: | Симона Беллоччи |