Поиск

Поиск

Монца: скорость и страсть

Монцу иногда называют миланским пригородом. Всего 15 минут на электричке, и вы из кипящей жизни индустриальной столицы попадаете в спокойный и респектабельный городок, чьи жители предпочитают передвигаться на велосипедах.
1

Елена Пушкарская, специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» в Риме

Парк Монцы ‒ это не просто зеленое пространство, а одна из основных исторических достопримечательностей города. Там находится королевская вилла, но ещё больше известности парку принёс его автодром, где каждый год в сентябре проходит гонки ‒ Гран-при Италии. Но сначала о парке.

 

Парк Монцы

© maRRitch / Shutterstock

Парк был разбит по приказу Наполеона, вернее по желанию императрицы Джозефины, которой захотелось окружить королевский дворец, построенный ещё в 1777 году императрицей Марией Терезиией Австрийской, зеленым массивом. При этом Джозефина пожелала, чтобы хотя бы по территории её новый парк превосходил версальский.

Работы начались в 1805 году, и к 1808 году парк стал действительно самым крупным из ограждённых европейских парков: если территория Версаля насчитывает 200 гектаров, то парк Монцы простирается на целых 700.

Архитектор Луиджи Канноника (кстати, он был учеником Джузеппе Пьермарини, построившего, кроме всего прочего, королевскую виллу в Монце) разместил на этом пространстве сельскохозяйственные фермы, фруктовый сад, охотничье угодье, пейзажные ландшафты.

После объединения Италии в 1860 году парк перешёл во владение савойской династии, и через несколько лет первый король Италии Виктор Эммануил I подарил угодья вместе с дворцом своему сыну Умберто в качестве свадебного подарка. В отличие от его жены Маргариты Савойской, не жаловавшей этот дворец, король Умберто I это имение очень любил и часто там бывал. Впрочем, злые языки связывали эту привязанность с соседством парка с имением его возлюбленной, графини Литты.

Как бы там ни было, открытый в 1864 году для публики парк стал любимым местом отдыха гостей и жителей Монцы. Эта благодать продолжалась вплоть до июля 1900, когда Умберто I был убит неподалеку от королевского дворца. На месте трагедии выстроили величественную часовню, а королева Маргарита навсегда покинула эти места, забрав из дворца предметы искусства и роскоши.

Сыр Умберто I и Маргариты, Виктор Эммануил II Монцу тоже не любил, и потому долгие годы вилла была в запустении. Лишь в 2012 году начались работы по её реставрации, завершившиеся в 2014 году. В том же году там был открыт музей, и его посетители могут теперь увидеть покои короля Умберто I и королевы Маргариты, библиотеку, некоторые другие помещения.

 

Автодром

Парк Модены уникален уже потому, что внутри него находится знаменитый автодром, на котором проходит Гран-при Италии.

Автодром Монцы ‒ старейший из ныне существующих в мире. Решение о строительстве в парке гоночной трассы было принято в январе 1922-го года, и уже через 110 дней она была готова. Кстати, основной проблемой оказалась необходимая для строительства вырубка деревьев в парке, который в то время имел ещё статус королевского. Начиная с сентября 1922 года,  за исключением первой гонки Гран-при Италии, которая прошла в 1921 году в городке Монтикьяри, а также 1937, 1947, 1948, 1980 годах, все заезды Гран-при Италии проводились в Монце.

©  cristiano barni / Shutterstock

Изначально были построены две трассы: кольцо с семью поворотами и эллиптическое кольцо, имевшее два поворота, которое предполагало гонки на большой скорости. После трагедии, случившейся в 1928 году, когда автомобиль Эмилио Маттерасси вылетел на трибуну, в результате чего погибло 28 человек, в том числе и сам знаменитый гонщик, трассы объединили в одну, чтобы уменьшить скорость.

Тацио Нуволари и его Alfa Romeo 8C 2300

С 1950 года гонка Гран-при Италии вошла в календарь «Формулы-1», и ее трасса протяжённостью 5793 км, официально именуемая Monza Eni circuit, и сейчас остаётся одной из самых скоростных, сложных и зрелищных в мире. Благодаря протяжённым прямолинейным участкам пилоты разгоняются на ней свыше 372 километров в час. Не удивительно, что в Монце были поставлены многочисленные рекорды.

Гран-при Монцы тесно связана с маркой Ferrari, которая 18 раз выигрывала кубок конструкторов. Созданная Энцо Феррари в 1929 году, эта автомобильная марка в этом году тоже отмечает своё 90-летие. В канун открытия нынешней, юбилейной гонки в Милане состоялись торжества в честь этого двойного юбилея, в ходе которого на площади перед Дуомо была растянута красная дорожка, на которой были выставлены такие раритеты, как Alfa Romeo 8C, на которой ездил легендарный Тацио Нуволари, Ferrari 312 F1 Криса Амона, Ferrari 312T Ники Лауды, Ferrari 126C Жиля Вильнева и, наконец, Ferrari F2002 Михаэля Шумахера. Шумахер пять раз становился победителем «Формулы-1» в Монце. Такие же результаты были только у Люиса Хэмилтона, остававшегося до самого последнего времени лидером гонки.

Жиль Вильнев за рулем Ferrari 126C

Последние девять лет Феррари не удавалось победить, и потому победа в Гран-при Италии-2019 Шарля Леклера, которому удалось обойти Мерседес Хэмилтона, стала отличным подарком и к двойному юбилею. «Победа на трассе Монцы стоит десяти других Гран-при», ‒ заявил гонщик, принимая награду. Вдохновлённая этими обстоятельствами Италия собирается теперь добиться, чтобы парк и автодром Монцы были внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Завершая тему больших скоростей, стоит упомянуть, что автодром Монцы – это не только авто- и мотогонки (кстати, часто вход на них для зрителей бесплатный), но и концерты, марафоны, велогонки, ярмарки и выставки. Также на автодроме часто проводятся испытания транспортных средств и систем дорожной безопасности.

 

Дуомо Монцы

Но хотя современные скорости завораживают, впечатление о Монце будет неполным, если вы не ощутите медленного хода веков и не побываете в её Кафедральном соборе.

Дуомо-ди-Монца ведёт свою историю с 595 года, когда королева лангобардов Теодолинда возвела в непосредственной близости от своего дворца базилику, посвященную Иоанну Крестителю.

С именем Теодолинды связана главная реликвия собора, хранящаяся в её сокровищнице. Это так называемая Железная корона (Corona Ferrea), в которую, по преданию, запаян один из гвоздей, которыми был распят Христос. Считается, что, эти гвозди вынесла с Голгофы Елена, мать императора Константина, сделавшего христианство официальной религией Рима. Один из этих гвоздей был подарен Теодолинде, а она распорядилась запаять его в золотую корону, коей венчались короли лангобардов, а позже ‒ Карл Великий. Католическая церковь признает эту реликвию истинной.

© maRRitch / Shutterstock

Если мы заговорили о церкви, нельзя не упомянуть ещё об одном феномене Монцы. Речь о монахине из Монцы, аристократке Марианне де Лейве, насильно постриженной в монахини, а затем уличённой в преступной при её сане любовной связи. За это сестра Вирджиния Мария (таковым было её имя после пострига) была приговорена церковным судом к заточению на 14 лет в келье, чьи размеры не многим превышали размер человеческого тела.

Впрочем, чтобы так же трепетно относился к этой истории, как к ней относятся итальянцы, вам нужно прочитать роман Алессандро Мандзони «Обрученные», где она описана. Если эта книга из школьной итальянской программы покажется вам слишком тяжеловесной, посмотрите один из многочисленных фильмов или даже комиксов, сделанных по этому захватывающему сюжету.

 

Место
Ломбардия
Ключевые слова
автомобили, Монца, парки, спорт

Похожие материалы

Куда поехать

«Кальчо сторико»: кровавый спорт по-флорентийски

Тоскана
Посмотреть
Куда поехать

Итальянские стадионы, которые стоит посетить

Посмотреть
Куда поехать

В Италии наступило время тюльпанов

Посмотреть
Куда поехать

О таких странных парках Италии вы точно не слышали

Посмотреть
Куда поехать

Фальконерия: соколиная охота в Италии

Посмотреть
Куда поехать

Курмайор

Валле-д’Аоста
Посмотреть
Made in Italy

  Подписаться на рассылку