Исключительно любезные продавцы предлагают своим гостям товары высшего качества с 1914 года, который является отправной точкой в истории бренда, основанного Эудженио Маринеллой.
Сегодня бизнесом управляет его внук Маурицио. Именно он радушно принимает меня в своём старинном салоне с гостеприимством, издавна присущим настоящим неаполитанцам. Отменный горячий кофе сопровождает увлекательный рассказ об истории семейного бизнеса, которым занимается уже третье поколение семьи Маринелла.
Вы рано открываете свой магазин, в 6:30 утра он уже принимает посетителей. Эту традицию вы унаследовали от деда? Что будет, если начинать работать немного позже, как это делают остальные магазины Неаполя?
Ранним утром, наблюдая за тем, как просыпается город, испытываешь особые эмоции. Должен сказать, что раннее начало работы – моя личная инициатива. Для нас обслуживать первых клиентов – старинная традиция, способ социализации и образ жизни. Мне очень приятно предложить человеку чашечку кофе с круассаном в неспешной и непринуждённой обстановке. По-моему, правильное начало дня – это очень важно.
Бренд «Маринелла» известен во всём мире. Как вам удаётся поддерживать его узнаваемость и престиж?
Это так, нашу торговую марку знают многие. Для нас традиция и история очень важны, чтобы идти в ногу со временем. В 1914 году у нас было множество товаров, которых сейчас нет. Мы продавали пуговицы, туфли, шейные платки, которые завозили из Франции и Англии. Кстати, сейчас мы всё это отшиваем сами. За 102 года сохранить традиции не так просто, но я лично и весь персонал магазина делаем всё возможное, чтобы наши покупатели оставались довольны.
В наше время конкуренция среди производителей галстуков огромная. В чём секрет галстуков от «Маринелла»?
У нас исключительно ручное производство шёлковых галстуков в семь складок. Каждые десять дней к нам поступают новые образцы ткани. Из каждого отреза обычно получается четыре галстука, если только мы не делаем на заказ клиенту галстук длиннее стандартного. Так как мы вкладываем душу в наши галстуки, все эти сто лет находятся люди, мечтающие их купить. В современном мире осталось очень мало вещей, которые делаются вручную, так как люди не готовы заниматься таким трудом.
В скольких странах мира представлен бренд “E.Marinella”?
Мы ремесленники, портные, поэтому объёмы производства у нас невелики. Мы продаём свои вещи в Барселоне, Лондоне, Гонконге, Париже, Токио, а с недавнего времени и в Москве.
В Италии галстуки “E.Marinella” продаются только в двух городах, Неаполе и Милане. Это осознанный выбор? Или в будущем можно будет приобрести ваши галстуки и в других городах?
У нас нет возможности открыть другие магазины в Италии, и на данный момент нас это устраивает. Сейчас главное внимание мы уделяем бизнесу в Неаполе, ведь в этом городе очень высокая безработица. В наши дни, чтобы магазин работал на высшем уровне, требуется очень много сил, времени и усердия.
Вы знакомы со многими знаменитыми политиками, президентами разных стран, крупными предпринимателями, деятелями культуры и индустрии развлечений, ваши галстуки носят король Испании Хуан Карлос и князь Монако Альбер II. Вы знали Джона Кеннеди, Аристотеля Онассиса, Джанни Аньелли и многих других. Можете ли вы рассказать какую-нибудь историю, связанную со знаменитостями?
Наши клиенты – не только знаменитости, но и обычные люди, которые, покупая галстук, сумку или шейный платок, хотят получить и кусочек истории. Впрочем, я припоминаю, как президент России Владимир Путин покупал наши галстуки: он до сих пор является нашим клиентом. Когда-то я лично привозил на встречу G7 президенту Ельцину семь галстуков, сшитых на заказ, так как он был очень высокого роста. Эдуард Шеварнадзе любил наши галстуки и часто заказывал их себе. Билл и Хиллари Клинтон – наши постоянные клиенты. В неаполитанском магазине на стене висят благодарственные письма от князя Альбера и принца Гарри Уэльского.
Воспоминание из детства?
Когда мне было лет восемь, мы всей семьёй ходили обедать к дедушке по воскресеньям. Однажды дедушка попросил моего папу привести меня в его комнату. Там он мне сказал: «Маурицио, ты уже большой. С завтрашнего утра ты начинаешь работать».
Когда мы спустились вниз, я его спросил, не слишком ли я маленький, чтобы работать. Тогда дедушка мне сказал, что я должен приобщиться к атмосфере магазина. Я не сразу понял, что он имел в виду, но позже он объяснил, что я должен был смотреть, как работают продавцы, как обслуживать клиентов, предлагать им кофе. Позже я поступил в университет на факультет экономики и торговли. Чтобы доказать отцу и деду, что я справлюсь с магазином, я старательно учился.
Сейчас ваша фирма выпускает и аксессуары для женщин: сумки, шейные платки, духи. Задам провокационный вопрос: как насчёт галстука для женщин?
Когда мы только открылись, в 1914 году, мы продавали много товаров, не только галстуки. Лишь позднее они вышли на передний план, так что сегодня бренд «Маринелла» ассоциируется прежде всего с галстуками. Лет пятнадцать назад некоторые наши клиенты, покупавшие галстуки, говорили, что не прочь купить и шейный платок или женскую сумочку. И мы создали небольшую женскую коллекцию. Женский шейный платок занимает в наших продажах второе место после мужского галстука. К тому же я не думаю, что найдётся много женщин, готовых носить обычный галстук. Впрочем, если какая-нибудь женщина заказывает у нас узкий галстук, или бабочку, мы охотно выполняем этот заказ. Хотя я лично, конечно, считаю, что девушки должны быть женственными.
За ваше трудолюбие и дух предпринимательства вам присудили немало наград и знаков отличия, включая диплом Honoris Causa, премию Internationalisation Business Award (дважды), премию Leonardo Qualità Italia 2011. Вы – кавалер ордена Труда и ордена Подвязки как поставщик английского королевского двора. Каких новых свершений можно от вас ожидать?
Хотя я много работаю, но во своим успехам я в большой степени обязан удаче. К тому же скажу Вам так: чем больше работаешь, тем больше удовольствия от этого получаешь. Конечно, при этом мне хотелось бы больше времени уделять моему сыну Александру, который, уже на правах четвёртого поколения, начинает приобщаться к семейному бизнесу. Хотелось бы большей близости с ним, как это было у меня с отцом и дедом, которые посвящали мне действительно много времени, хотя порой были и достаточно жёсткими. С сыном у меня другие отношения, я больше чувствую себя его другом, чем отцом. Конечно, мне хотелось бы, чтобы он постепенно принимал всё больше участия в бизнесе, и при этом ему было бы комфортно внутри компании. Быть чьим-то сыном не очень просто. Моему папе было непросто быть сыном моего деда, мне было нелегко быть сыном моего отца: всегда присутствует фигура кумира, которого надо в конечном итоге превзойти, пройдя по пути скромности, трудолюбия и увлечённости. Мне это удалось, моему папе тоже, надеюсь, и у моего сына получится.
Ваша компания занимает активную общественную позицию, сохраняет культурное наследие, финансирует реставрацию памятников архитектуры и искусства.
Я считаю, что мне невероятно повезло, хотя у меня и нет дорогих машин и яхт, и я работаю по выходным: я могу помогать людям, которые нуждаются в чём-то больше меня. Вот уже 5 лет мы помогаем детям, лечащихся от лейкемии в госпиталях Бари и Позиллипон-Санто-Боно. Помогаю я и детям в других странах: в Бразилии, Индии. Также мы охотно спонсируем реставрационные работы. Мы отреставрировали расколовшуюся колонну напротив пьяцца-Виттория. Средства, вырученные от продажи книги «Неаполь и Неаполь» Миммо и Франческо Йодиче, я перечисляю на реставрацию одного из памятников архитектуры. Всё, что я могу сделать для помощи людям, своему городу, всему миру, я делаю с большим удовольствием.
Что бы вы пожелали читателям сайта «Твоя Италия»?
Считаю, что Италия чрезвычайно гостеприимная страна. Призываю всех приехать в Италию, чтобы прикоснуться к нашему искусству, культуре, гастрономии и традициям. Я пару раз был в России. В Москве я посетил Красную площадь, дело было зимой. Меня поразили её красота и грандиозность. Но я хотел бы вернуться в Россию летом, чтобы вновь пережить те ощущения, которые до сих пор в моём сердце.