Поиск

Поиск

«В Италии мы одеваемся прежде всего для себя», ‒ интервью с Раффаэле Барба

Раффаэле Барба– итальянский портной и хранитель знаменитых швейных традиций Неаполя. 35 лет назад он начал пошив мужских сорочек, а сейчас его одежду можно купить во многих странах мира, в том числе и в России. Мы побеседовали с ним об отличиях неаполитанского и лондонского стиля, как правильно носить классический мужской костюм и как оставаясь собой подстраиваться под вызовы глобализации.

 

1

Раффаэле Барба – портной, владелец Barba Napoli

 

Почему рубашки?

Я занялся пошивом рубашек 35 лет назад, опираясь на довольно простое соображение: это самый востребованный предмет одежды. Как часто вы покупаете новую пижаму? Два раза в год? А рубашки гораздо чаще. Это неотъемлемый элемент гардероба мужчины, наряду с брюками. Конечно, сейчас многие обходятся и без этого, предпочитая футболки, джемперы, но всё же рубашки есть у каждого мужчины. Можно сказать, что швейное ремесло у меня в крови – моя мать носит фамилию Паоне (да-да, те самые Паоне, которые шьют костюмы Kiton). Мой путь и моя миссия – передать эти ноу-хау моим детям, а моим клиентам – дух неаполитанской мужской моды. Неаполитанские портные считаются лучшими в мире, так как они сумели совместить строгость классического лондонского стиля с лёгкой небрежностью, которую итальянцы называют sprezzatura.

А почему это произошло именно в Неаполе?

В Неаполе было больше всего портных по сравнению с другими городами Италии, ведь здесь проживало много аристократов, принцев, герцогов и просто богачей. Своё утро эта публика начинала у цирюльника, после чего они перемещались к портным, которые должны были реализовать их самые экстравагантные заказы. Вся жизнь знати сводилась к модным нарядам, искусству быть красивыми и трате денег. А требовательные клиенты, я вас уверяю, это не только стресс для исполнителя, но и мощная мотивация к профессиональному росту. Именно поэтому неаполитанские портные так сильно прокачали свои навыки. Поколение моих родителей (а мне сейчас 55 лет) переняли эту манеру носить лёгкие пиджаки с рубашками ручной работы. Интернета тогда не было, но тренд пусть не быстро, но распространился по всему миру. У портных было много работы: оборудования не было, петли делали вручную, манжеты тоже. Классический неаполитанский сборенный шов (с небольшими складками) был не сразу оценен иностранцами, так как они не понимали, что это очень удобно. Но затем этот крой стал нашей визитной карточкой.

Помимо силуэта и особенностей пошива, какие сочетания цветов, какие ткани характеризуют неаполитанский стиль?

Ситуация не такая однозначная, как кажется, ведь мы работаем с клиентами из разных стран. Если бы вы приехали в моё неаполитанское ателье, я бы продемонстрировал образцы для одного клиента с юга Италии, и ещё одного из Майями. Для них естественно носить светло-голубые костюмы (такой оттенок мы называем «неаполитанская лазурь»), так как они хорошо сочетаются с загорелой кожей. Для скандинавов и русских более естественно выбирать более тёмные оттенки синего и серого. Мы же предпочитаем небесно-голубые оттенки, цвет сливок в коричневую клетку, в общем, более неформальную цветовую палитру. Но я всегда ориентируюсь в первую очередь на клиента. Вряд ли моему клиенту в Москве в серый ноябрьский день придёт в голову дефилировать в легком неаполитанском пиджаке изумрудного цвета.

А почему бы и нет? Хотя бы для разнообразия…

Пожалуй, но только когда он приедет на Капри! Там они прекрасно адаптируются и получают большое удовольствие от нашей манеры одеваться. Хотя и предпочитают классические сорочки белого цвета, сегодня уже часто ассоциируемые с униформой, но могут выбрать и голубую в клетку, в общем, экспериментируют.

Вчера ко мне здесь приходил клиент: «Очень нравится серый в полоску. Но это же гангстерский стиль?». Вот так стереотип! Ведь важно кто носит костюм и где, это вопрос вкуса. Также мы почти не используем плечевые подкладки, а вам они нравятся, так как у вас костюм ассоциируется с военной формой, то есть для вас он как защита, броня. Костюм как средство деперсонализации. В Италии мы одеваемся прежде всего для себя, удовлетворяя своё эго, а в странах бывшего СССР – чтобы показать свой статус. Помимо своего качества, костюм должен быть определённого бренда, а если тебе нравится что-то чуть менее формальное, то ты не являешься членом «клуба»? Но должны же быть клиенты, которые уже преодолели эти предрассудки!

View this post on Instagram

В новой осенней коллекции помимо одежды представлены галстуки семи сложений с одной нитью, шарфы и кеды.

A post shared by BARBA Napoli Moscow (@barbanapoli_russia) on

Как развивается ваш бизнес? В каких станах вы присутствуете?

5 месяцев назад по инициативе моего сына (ему сейчас 25 лет, и он уже 7 лет официально работает в нашей компании) мы открыли наш третий флагманский бутик там, где изобрели рубашки – в Лондоне, на Jermin street. Представляете, какая там конкуренция! Это настоящий вызов, но и способ показать себя всему миру. У нас самое массовое в мире ручное производство. Ручное – это значит только игла, нить и ткань. И это не пустые слова, так как на словах многие компании заявляют, что они отшивают вручную в Италии. Для нас это проблема, так как мы действительно делаем всё сами: кроим, шьём, гладим, упаковываем.

Есть ли пространство для дальнейшего роста, или ручное производство имеет свой предел?

Думаю, пространство для роста есть. У нас накоплен большой опыт, многие женщины работают у нас уже около 30 лет. Но и молодёжь тоже приходит.

Что может сподвигнуть молодых людей выбрать эту профессию?

Восемь часов за швейной машиной или на раскройке ножницами – это очень тяжело. Но всё-таки это не конвейер, каждая рубашка получается индивидуальной. Даже если мы делаем одинаковые рубашки для клиента по одной выкройке, они всё равно будут отличаться хоть на пару миллиметров. То есть работа всё равно дарит эмоции, всё время получаешь новый опыт. Хотя у нас промышленный масштаб по количеству, производство остаётся ручным. Например, петли делаются вручную, но в объёме 6500 штук в день. Это непросто.

Давайте вернёмся к неаполитанскому стилю. Как русским научиться носить рубашки, пиджаки и брюки в более расслабленном стиле. Что для этого нужно, помимо собственно покупки этих элементов одежды? Как это делают в Неаполе?

Что ж, в современном мире этот стиль перешагнул Неаполь географически. Есть те, кто его ценит, и те, кто нет. Он по определению более расслабленный, неформальный. Мой сын, например, даже в самых официальных случаях надевает однобортный пиджак в полосочку. Скажем так, итальянский стиль по неаполитански – это всегда выбор в пользу цвета.

Вы можете, увидев человека на улице, определить, русский он или немец?

Конечно, могу!

Какие признаки у русских?

Осанка, выбор одежды. В России 70% мужчин носят или кожаную куртку поверх футболки, или рубашку с пиджаком с накладными плечами. Скорее всего, это офисный работник или чиновник. Есть те, кто не носят галстук, и те, кто носят – обычно последние занимают более высокие должности. И у всех без исключения брюки сантиметров на 5 длиннее, чем надо – они полностью закрывают обувь. Всё же есть неписанные законы стиля, которые следует соблюдать.

И как можно узнать эти законы стиля?

Это либо дано, либо нет. Некоторые друзья моего сына, выросшие на моих глазах, буквально преображаются, если надевают костюм. А другие совершенно не умеют носить костюм.

View this post on Instagram

Новая коллекция рубашек, семь операций делается вручную.

A post shared by BARBA Napoli Moscow (@barbanapoli_russia) on

В Неаполе пошив одежды – это старинное ремесло со своими традициями, но время не стоит на месте. Как вы справляетесь с теми вызовами, которое оно вам бросает? Меняется ли выпускаемый ассортимент?

Если мы говорим о портных, то они шьют исключительно брюки, рубашки и пиджаки. Остальные элементы, даже если сделаны вручную, не относятся к этому ремеслу. Любой джемпер, к примеру, это просто квадратный кусок ткани, отличающийся шириной плеча. А портной к тому же модельер, который создаёт облик своего клиента, делая его более формальным или модным. Себя я называю промышленным портным, стараясь сбалансировать цену, качество и узнаваемость нашей продукции. Кстати, последнее я считаю наиболее важным. Цена не определяет качество, но качество всегда имеет свою цену.

Кто ваш клиент в России?

Для начала приведу такую аналогию: В Париже бокал шампанского стоит 100 евро, а в Москве, такой же, 50. Отсюда вывод: порой упаковка важнее содержимого. В моём случае упаковка – это бутик. Для бренда Barba важно, чтобы он был в хорошем месте, имел круг солидных клиентов. Если управляющий хороший, то у меня нет проблем с клиентами.

Интересная философия. Считаете ли вы это своей миссией?

Скорее самообороной. Как иначе мне конкурировать с Китаем или Индонезией, где стоимость рабочей силы в 10 раз меньше? В Италии работник мне обходится в 30000 евро в год, а в Азии на эти деньги можно нанять 20 человек. И позволить себе шить не руками, а ногами.

Вы в первые в Москве? Сколько лет работаете с Россией?

Я лично уже 20 лет, но приехал впервые.

А среди зарубежных рынков, где больше всего ценят неаполитанский стиль?

В Японии.

А как же США?

С США у моей компании не очень хорошо получается, хотя это и рынок № 1 в мире. Но если дома я заказываю шампанское, я не говорю официанту: «Только мне без пузырьков». Американцы же хотят изменить под свои вкусы то, что в остальных странах принимают как есть. И это нелегко. Или ещё один пример: накануне Нового года вы покупаете в ЦУМе роскошное платье, а 2 января приносите его обратно без бирок со словами «мне не нравится». И вам возвращают деньги. В Америке это в порядке вещей. У них свои правила игры, и те компании, которые умеют под них подстраиваться, становятся лучшими в мире.

Место
Кампания
Ключевые слова
мода, Неаполь

Похожие материалы

Made in Italy

Италия в розовом

Посмотреть
Made in Italy

Музей обуви на Вилле Фоскарини Росси

Венето
Посмотреть
Made in Italy

«Итальянская мастерская ‒ это сочетание искусства, культуры и традиций», — интервью с Маурицио Маринеллой

Кампания
Посмотреть
Made in Italy

Италия в зелёном

Посмотреть
Made in Italy

Италия в синем

Посмотреть
Made in Italy

5 музеев моды в Тоскане

Тоскана
Посмотреть
Made in Italy

  Подписаться на рассылку