Королевский дворец «Венария» спроектировал архитектор Амедео ди Кастелламонте. Заказчиком выступил герцог Карл Эммануил II, который хотел иметь охотничью резиденцию в вересковой пустоши этой части Пьемонта. В 1699 и 1713 году проект был переделан архитектором Микеланджело Гарове. Из него убрали итальянский сад, типичный для XVII века, а дворец был перестроен во французском вкусе. В 1998 году началась реставрация дворцового комплекса, которая продлилась 10 лет. Венария вновь открылась для посещения в 2007 году.
Дворец – один из самых красивых в мире примеров европейского барокко (зал Дианы XVII века, элегантная Большая Галерея, в которой звучит музыка, написанная специально для неё Брайоном Ино; торжественная капелла Сант’Уберто XVIII века работы Филиппо Юварры; декорации фильма «Заселяя замки» Питера Гринуэя, снятого для демонстрации сцен придворной жизни этого дворца).
Масштабы дворца производят впечатление: пройдя входные ворота сада, оказываешься в парадном дворе, в центре которого находился фонтан. Справа находится белый оштукатуренный фасад дворца, украшенный рогами изобилия, ракушками и фруктами, контрастирующий со строгостью той части здания из красного кирпича, которое было построено в XVIII веке.
Зал Дианы
Сердце дворца Дианы – одноимённый центральный зал, в который попадаешь из парадного двора комплекса.
Четырёхугольный зал украшен лепниной и аллегорическими изображениями, связанными с охотой. В вертикальной плоскости зал Дианы можно разделить на три яруса украшений: свод украшен фресками с изображением Олимпа, Зевса и Дианы работы Яна Миеля; затем взгляд опускается ниже, к десяти огромным конным портретам герцогов, написанным придворными художниками в разное время, и, наконец, нижний ярус представлен десятью картинами Яна Миеля, все на тему охоты (на оленя, зайца, медведя, лису, кабана и т.д.).
Галерея Дианы
Левая часть дворцового комплекса представлена двумя башням с мансардами, покрытыми разноцветной шестиугольной черепицей, соединёнными между собой Большой Галереей (которую также называют «Галереей Дианы»). Это настоящий шедевр архитектуры XVIII века: гармония его пространства подчёркивается пышной внутренней отделкой, ещё больше усиливающей эффект. Высота потолков галереи 15 метров, длина – 80, а ширина 12 м. Она вся наполнена светом 44 огромных окон и 22 окошек, квадратных снаружи и овальных изнутри, расположенных под самым сводом. Игра света на элементах декора и двух экседрах производят неизгладимое впечатление на посетителей.
Капелла Сант’Уберто
Другой шедевр Филиппо Юварры – капелла Сант’Уберто, названная так в честь покровителя охотников.
Она была построена по воле Виктора Амадея II в 1716-1729 гг. По пространственной структуре капелла представляет собой греческий крест с двумя большими алтарями с обеих сторон трансепта и четырьмя круглыми изнутри и многогранными снаружи часовнями по её диагоналям.
Игра света в пышных элементах отделки делают её интерьер неповторимым. Но главное сокровище капеллы – её главный алтарь работы Джованни Баратты: кажется, что он парит в воздухе на столбах света за дарохранительницей, которую поддерживают мраморные ангелы. Алтарь зрительно устремлён вверх, располагаясь между двумя центральными колоннами абсиды. Свет, проникающий из расположенных сзади витражей, попадая на резную поверхность алтаря, создаёт на ней причудливые эффекты.
Конюшни Юварра
Скудерия Гранде Юварриана, или Большая конюшня Юварра, – одно из самых массивных зданий этого комплекса и всего европейского барокко. Ей обычно завершается посещение Венарии, организованной в виде тура «Театр истории и величие Савойского дома».
Парк Венарии и сад текучих скульптур Джузеппе Пеноне
В большом парке Венарии есть великолепный итальянский сад, пространство которого организовано рядами деревьев и живыми изгородями, скульптурами из растений, прудами правильных геометрических форм, фонтанами и статуями.
Сад текучих скульптур Джузеппе Пеноне занимает около трёх гектар. В нём вы увидите бронзовые деревья, фонтаны и рощи: это модель «сада фонтанов», задуманного Амедео ди Кастелламонте ещё при первом проекте резиденции. Здесь представлено четырнадцать сенсориальных инсталляций (2003-2007 гг.), созданных из разных материалов (дерево, мрамор, вода, бронза, природный камень, гранит), которые непрерывно переходят друг в друга, аллегорически демонстрируя связь между мирами человека, растений и камней. Инсталляции создавались при участии музея современного искусства Кастелло ди Риволи.
Сад текучих скульптур находится в нижней части Парка, которая была разрушена ещё в начале XVIII века. При реставрационных работах здесь проложили подземные коммуникации дворцового комплекса. Было принято решение благоустроить это пространство, восстановив модель старинного сада, а растения дополнить скульптурами и элементами современного искусства.
Расписание
Вторник-пятница: 9:00 – 17:00;
Суббота-воскресенье и праздники: 9:30 – 19:30
Адрес
Piazza della Repubblica, 4 – 10078 Venaria Reale
Тел: +39 0114992333
Мейл: [email protected]
Как добраться
От Венарии до центра Турина около 10 км.
Ближайший аэропорт «Сандро Пертини» в Казелле Торинезе http://www.aeroportoditorino.it/
Если ехать на электричке, то надо воспользоваться линией Торино Дора – Черес и выйти на остановке «Венария, виале Рома»
На автомобиле следует ехать по северной окружной Турина, съезд «Венария» или «Савонера/Венария».
фото в слайдере © PerseoMedusa / Shutterstock.com