Поиск

Поиск

«Долой скуку!» История Палаццо Скифанойа, открывшегося после реставрации

В Ферраре можно легко окунуться в праздничную и мистическую атмосферу эпохи Возрождения. Лучший способ это сделать – посетить палаццо Скифанойя, который открылся в июне прошлого года после долгой реставрации.

 

Землетрясение 2012 года нанесло ущерб сохранившимся интерьерам дворца – уникальным фресковым росписям Зала Месяцев, которыми теперь можно снова любоваться, попутно восхищаясь великолепием феррарского двора и разгадывая загадки древних астрологов.

Палаццо Скифанойя

История

Палаццо Скифанойя по праву считается символом феррарского Ренессанса. История дворца неразрывно связана с династией д’Эсте, правившей Феррарой более трех столетий. В конце XIV века маркиз Альберто V начал строительство «делиций» — загородных резиденций, где синьоры Феррары могли проводить время за охотой, банкетами и рыцарскими турнирами. Небольшой одноэтажный дворец Скифанойя был возведен в тихой зеленой зоне к юго-востоку от центра города. С заднего фасада его украшала элегантная лоджия, выходившая в просторный сад. Название дворца говорит за себя – schivar la noia, то есть «долой скуку!».

Внук Альберто V, Борсо д’Эсте, известный своей страстью к роскоши и развлечениям, настолько полюбил дворец, что решил придать ему облик официальной резиденции. По повелению Борсо придворный архитектор Пьетро Бенвенуто дальи Ордини в 1466-1469 годах расширил палаццо более чем вдвое, пристроив к уже существующему зданию новый двухъярусный корпус. Кирпичный фасад дворца украсили крепостные зубцы, росписи в родовых цветах династии и великолепный мраморный портал с гербом д’Эсте.

По внешней лестнице со стороны сада можно было сразу подняться в большой парадный зал на втором этаже, где Борсо проводил торжественные приемы. Опираясь на трактаты по античной и арабской астрологии, придворный историк и астролог Пеллегрино Пришани составил уникальную программу декорации, целью которой было прославление и пропаганда «доброго правления» Борсо д’Эсте, с 1471 года – первого герцога Феррары. Над украшением Зала Месяцев в 1469-1470 годах трудились лучшие феррарские художники. Среди них были Эрколе де Роберти и Франческо дель Косса, причем последний остался недоволен слишком низкой, по его мнению, оплатой своего труда и даже направил письмо герцогу с просьбой о более достойном вознаграждении. Получив отказ, художник обиделся и уехал за новыми заказами в Болонью, навсегда покинув родную Феррару.

 

Зал Месяцев

Росписи зала посвящены двенадцати месяцам года, которым покровительствуют боги Олимпа, изображенные на роскошных колесницах в верхней части стен. Под ними расположились знаки Зодиака в окружении загадочных персонажей – так называемых «деканов», то есть созвездий, покровительствующих трем декадам каждого месяца. Наконец, внизу, непосредственно перед взором посетителя, разворачиваются сцены из городской и сельской жизни ренессансной Феррары, в центре которой каждый раз оказывается Борсо в окружении преданных подданных и придворных. К сожалению, до наших дней фресковый цикл дошел не полностью, наиболее удачными по исполнению и состоянию сохранности стали фрески работы Франческо дель Косса – месяцы Март, Апрель и Май. Тем не менее, уцелевшие росписи – это бесценный источник информации о нравах, обычаях и костюмах эпохи Ренессанса. Новая динамическая система освещения Зала Месяцев, установленная после реставрации, позволяет не упустить ни одной детали.

Франческо дель Косса, «Аллегория апреля: Триумф Венеры» ((1469-70) ) © Wikimedia Commons

После смерти Борсо д’Эсте в 1471 году дворец продолжал играть важную роль в жизни династии: именно там родился будущий герцог Альфонсо I, покровитель Тициана и Ариосто. Но в конце XVI века Феррара перешла под власть папы Римского, и оставшимся членам династии д’Эсте пришлось срочно покинуть свой город. Как и другие бывшие резиденции, палаццо Скифанойя менял владельцев и постепенно приходило в упадок. Лишь ровно 200 лет назад, в 1820 году сквозь слои побелки проступили первые фрагменты, казалось, бесследно утраченных фресок. Находка стала настоящей сенсацией, положив начало планомерному изучению искусству Феррары, и в 1898 году в здании дворца открылся Городской музей старинного искусства. Исследования немецкого ученого Аби Варбурга в начале XX века пролили свет на загадку астрологических изображений Зала Месяцев, но многие аспекты росписей по-прежнему вызывают дискуссии историков и искусствоведов.

 

После реставрации

Завершение реставрации фресок Зала Месяцев – важнейший шаг к полному открытию обновленного музея и его коллекций. Уже сейчас помимо Зала Месяцев можно посетить апартаменты Борсо д’Эсте, среди которых следует обратить внимание на Зал Добродетелей, украшенный личными эмблемами герцога и аллегорическими фигурами из раскрашенной терракоты работы скульптора Доменико ди Париса. В этих небольших залах разместилась открытая до 30 сентября выставка «Скифанойя и Франческо дель Косса. Золото династии д’Эсте», где можно увидеть часть собраний музея, в том числе уникальную иллюминированную «Картезианскую Библию», монеты и медали с портретами Борсо и его братьев Леонелло и Эрколе I д’Эсте, превративших Феррару в столицу Ренессанса.

Чтобы продолжить знакомство с героями «золотого века» феррарского двора, стоит посетить Национальную пинакотеку, расположенную в «Алмазном дворце» – палаццо деи Диаманти, а также Музей собора, где можно увидеть створки органа кафедрального собора Феррары, украшенные Козимо Турой, и великолепные манускрипты с изысканными миниатюрами.

 

Место
Эмилия-Романья
Ключевые слова
искусство, Феррара

Похожие материалы

Культура и искусство

Знаменитые русские в Лигурии

Лигурия
Посмотреть
Культура и искусство

Укрощая камень: от Капрезе до Рима с Микеланджело

Тоскана, Лацио
Посмотреть
Культура и искусство

Палатинская капелла в Палермо

Сицилия
Посмотреть
Культура и искусство

Керамика Виетри-суль-Маре

Кампания
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Тревизо

Венето
Посмотреть
Куда поехать

Мини-гид по Кремоне

Ломбардия
Посмотреть
Культура и искусство

  Подписаться на рассылку