И несмотря на то, что самые яркие примеры так называемого сицилийского барокко находятся в городах долины Ното, мы решили посмотреть, как этот стиль прижился именно в Палермо – столице региона и самом загадочном и необычном городе острова.
Церковь Сантиссимо-Сальваторе
Этот храм был возведён в IX в. на месте норманнского женского монастыря. По легенде, Костанца д’Альтавилла, мать Фридриха II, была в нём настоятельницей. После масштабной перестройки в ходе XVI-XVII вв. здание приняло нынешний барочный облик. Центрально-купольный храм имеет двенадцатиугольный план, а его интерьер богато украшен многоцветным мрамором, лепниной и фресками. Декор овального купола церкви – работа Вито Д’Анны, одного из главных творцов палермитанского рококо. Вторая мировая война нанесла зданию тяжёлый урон, и сегодня оно используется преимущественно как музыкальная площадка.
Церковь Санта-Мария-ди-Монте-Оливето
Фасад этой церкви, построенной в 1620-1623 гг. по проекту Мариано Змирильо, выдержан в стиле позднего маньеризма. Внутри один главный неф и четыре боковых алтаря. Декор интерьера выполнен Пьетро Новелли, автором фресковых росписей, и Джакомо Серпотты, работавшим над лепниной.
Церковь Зачатия (Кьеза-делла-Кончеционе)
Эта церковь построена в 1612 г. по проекту Грацио Нобили. Снаружи она выглядит довольно-таки просто и являет собой пример раннего римского барокко. Фасад разделён на две части по горизонтали и структурирован по вертикали пилястрами; интерьер состоит из единственного нефа и являет собой шедевр барокко: он богато отделан мрамором различных оттенков, полностью покрывающим стены храма. Бочарный свод украшен позолоченной лепниной и фреской «Триумф религиозных орденов» Оливио Соцци, выполненной около 1738 г. На главном алтаре – полотно «Непорочное зачатие» кисти Пьетро Новелли.
Церковь Сан-Джоаккино
Этот храм, построенный в 1727 г. Андреа Пальмой, является частью школьного комплекса Санта-Мария-алл’Оливелла. Снаружи мы видим простой необлицованный каменный фасад, а однонефный интерьер украшен лепниной работы Прокопио Серпотты, сына более изестного скульптора Джакомо Серпотты. Прокопио также автор двух скульптур, размещённых в пресбитерии.
Церковь Сан-Доменико
Один из лучших памятников сицилийского барокко был возведён в начале XVII в. на руинах предыдущего церковного здания. Барочный фасад создан в 1726 г. и украшен колоннами и лепной скульптурой, которую приписывают Джан Марии Серпотте. Интерьер храма выстроен по плану латинского (длинного) креста; всего здесь три нефа, по сторонам боковых открываются капеллы. С 1853 г. церковь превратилась в местный аналог римского Пантеона: именно здесь предпочитали быть похороненными прославленные сицилийцы.
Церковь Санта-Мария-ди-Вальверде
Эта церковь – ещё один великолепный пример барочной архитектуры; её первое здание, возведённое ещё в XIV в., относилось к монастырю ордена кармелитов, не дошедшему до наших дней. В 1633 г. Мариано Змирильо полностью переделал храм, получивший щедрые пожертвования от одного генуэзского богача, дочь которого постриглась в тот самый монастырь. Фасад церкви ещё раз переделали в XVIII в., оформив его в неоклассицистическом стиле. Интерьер обильно украшен мраморной скульптурой – растения, люди, путти, ангелы и разнообразные сюжетные сценки едва ли не полностью покрывают стены единственного нефа. Свод расписан Антонио Грано, а нижний уровень – работа Оливио Соцци; наконец, четыре пышных алтаря с витыми колоннами выполнены по проекту Паоло Амато. Трёхуровневая колокольня была достроена в 1730 г.
Что еще посмотреть?
Помимо этих шести церквей, к барочному маршруту в Палермо стоит отнести ещё несколько объектов. Например, в церкви Санта-Катерина можно полюбоваться роскошными капеллами в стиле зрелого рококо, а в церкви Джезу – жемчужине иезуитской храмовой архитектуры – великолепными интерьерами. Кроме того, из памятников палермитанской барочной скульптуры обязательно стоит взглянуть на фонтан Гарраффо, созданный скульптором Джоаккино Виталиано по проекту архитектора Джакомо Амато, на ансамбль площади Вильена, также известный как Куаттро-Канти («Четыре угла»), или на «Преторский фонтан» на так называемой «площади стыда».