Внутреннюю башню построили при Галеаццо II Висконти в 1358-1368 гг. Она защищала входные ворота Порта Джовия. В XIV-XV веках замок был расширен. Он стал четырёхугольным в плане с четырьмя угловыми башнями. Постройкой руководил Франческо Сфорца (1450-1466 гг.). После его смерти крепость стала пышной резиденцией. Над её главными объектами – Оружейной площадью, Герцогским двором и Слоновьим портиком, цитаделью Рокетта и мостом Понтичелла работали лучшие художники и архитекторы, включая Леонардо и Браманте.
Но замок сегодня – это не только памятник прошлого, но и важный культурный центр, где находится миланская Пинакотека и Городские музеи с коллекциями художественных произведений.
Башня Филарете
В этой башне находится главный вход в замок. Сегодня это главный символ Милана. Она была построена заново в 1905 году и посвящена Умберто I Савойскому, убитому несколькими годами ранее.
Оригинальная башня была разрушена в 1521 году в результате пожара на пороховом складе. Над ней работали инженеры и архитекторы разных эпох, включая Филарете и, возможно, Браманте.
При исторической реконструкции башни инженер Бельтрами пользовался сохранившимся периметром стен, архивными документами, иконографическими свидетельствами, примерами замков Кузаго и Видженьяно.
Пинакотека
Городская пинакотека находится на втором этаже Герцогского двора (Корте Дукале) замка Сфорца. Подобно пинакотеке Брера и Амброзианской пинакотеке в ней содержится великое художественное наследие города. 1500 выставленных картин позволяют совершить художественное путешествие в искусство разных периодов, от ломбардской поздней готики до эпохи Возрождения (картины Фоппы, Бергоньоне и Брамантино), полюбоваться знаменитыми произведениями Андреа Мантеньи и Антонелло да Мессина.
Резервуар пресной воды
Внутри северной и южной круглых башен замка сохранились резервуары пресной воды, игравшие важную роль в водоснабжении Милана в начале XX века. Установкой и наладкой резервуаров занимался архитектор Лука Бельтрами, которому поручили восстановительные работы в замке.
Первый резервуар был спроектирован и размещён в восточной башне, справа, если смотреть на главный вход. Он был металлическим и служил регулятором давления в системе водоснабжения. Второй резервуар поместили в южной башне десять лет спустя. Тогда его железобетонная конструкция считалась смелым и инновационным решением.
Осевой зал
Сала делле Ассе, или Осевой зал, примечателен тем, что над ним работал Леонардо в период правления Сфорца. Он входит в маршрут Музея старинного искусства замка и открыт для посещения со вторника по субботу с 9:00 до 19:30 (в четверг до 22:30). Предварительное бронирование не требуется. Стоимость входного билета 5 евро, льготного – 3,50.
Во время проведения ЭКСПО-2015 реставрационные р аботы будут приостановлены для беспрепятственного посещения зала. На стены и потолок будут проектироваться изображения и голограммы высокого разрешения.
Испанский госпиталь – Новый музей “Пьета Ронданини”
Старый госпиталь раньше никогда не был открыт для публики. Он был построен в середине XVI века для испанского гарнизона замка Сфорца. А сейчас в нём экспонируется последняя статуя Микеланджело.
Последняя работа мастера, «Пьета Ронданини», осталась незавершённой. Но драматизм композиции поражает: из мрамора проступают фигуры Христа и Девы Марии, оплакивающей своего мёртвого сына. Эта работа считается духовным завещанием великого скульптора, работавшего над статуей вплоть до последних дней своей жизни. Незавершённую статую нашли в его римской квартире, а затем её следы затерялись, пока она не нашлась в доме маркиза Джузеппе Ронданини, рафинированного римского коллекционера предметов искусств. После серии перепродаж она, наконец, оказалась в специально для неё предназначенном зале замка Сфорца.