Поиск
Поиск

Дома-музеи Милана

Рассказываем о домах миланских аристократов, буржуазии и художников, которые стали музеями, чья экспозиции основывается на собранных хозяевами коллекциях предметов искусства или их собственных работах.

 

Музей Польди-Пеццоли

Музей Польди-Пеццоли

Коллекция музея Польди-Пеццоли настолько богата, что может показаться, будто он был основан несколько веков назад. В действительности этот дом построен в конце XIX в. в качестве резиденции дворянина Джан Джакомо Польди-Пеццоли, страстного коллекционера картин, скульптуры, оружия, фарфора, стекла, текстиля, часов и ювелирных украшений. Это было совершенно оригинальное жилище: декор, произведения искусства и предметы обстановки наполняли его пространство цветом и формами, сохраняя при этом неожиданное равновесие целого.

Кабинет Данте в стиле цветущей готики и зал муранского стекла служили коллекционеру соответственно частным кабинетом и спальней. Зал оружия хранит старинные ломбардские предметы и немецкие ружья, известные своей точностью. От более внимательного взгляда не утаятся произведения искусства, украшающие стены: в частности, символ музея — «Портрет дамы» Поллайоло, а также «Мадонна с книгой» и «Снятие с креста» Боттичелли.

Не пропустите необычную коллекцию механических и солнечных часов. А ещё знаменитый «Персидский охотничий ковёр» середины XVI в. — один из самых древних подписанных и датированных ковров на свете.

Нельзя не сказать и о картинах XIV-XVIII вв., среди которых ряд шедевров Поллайоло, Джованни Беллини, Мантеньи, Пьеро делла Франческа, Тьеполо и Гварди. И, конечно, Франческо Айеса, Бернардино Дзенале и Каналетто.

Благодаря в том числе щедрым пожертвованиям музей Польди-Пеццоли может похвастаться одной из лучших коллекций в Европе. Джан Джакомо посвятил себя обустройству своего необычного дома ещё с 1850 г., решив посвятить несколько залов («Комнаты художников») различным стилям прошлого (Средневековье, раннее Возрождение, барокко, рококо), а лучшие художники того времени их расписали и украсили.

Деталь

Джан Джакомо Польди-Пеццоли унаследовал страсть к коллекционированию от матери, Розы Тривульцио, чей отец Джан Джакомо, в свою очередь, владел изысканным собранием предметов искусства.

Первым пространством, обустроенным в доме-музее, стал Зал оружия. Изначально он находился на втором этаже. Во время Второй мировой войны музей был почти разрушен, и собранию был нанесён серьёзный урон. В 1951 г. дом снова открыл свои двери публике, но структура его изменилась: Зал оружия перенесли на первый этаж в рамках перепроектировки, выполненной скульптором Арнальдо Помодоро.

 

Музей Багатти-Вальсекки

Музей Багатти-Вальсекки

Бароны Фаусто и Джузеппе Багатти-Вальсекки (первый родился в 1843 г., второй — в 1845), адвокаты, решили построить себе дом в стиле аристократических дворцов итальянского XVI в. Необычная мечта братьев-миланцев сбылась в 1883 г., когда взору всех горожан открылся фасад их палаццо, каждая из комнат в котором была обставлена предметами старины. Здание состоит из двух прилегающих корпусов на виа-Санто-Спирито 7 и 10; домом-музеем стало лишь второе, а произошло это в 1994 г.

Два брата делили вели светскую жизнь, в скором времени став важными фигурами для коллекционеров и высшей буржуазии той эпохи. Сегодня их резиденция — один из лучших домов-музеев Европы по степени сохранности. Здесь можно полюбоваться ценными предметами XV-XVI в.: например, резной деревянной кроватью из долины Вальтеллина, коллекцией каминов и картиной Джованни Беллини «Святая Иустина Борромео».

Деталь

Часть предметов, хранящиеся в этом доме-музее, — оригиналы XV-XVI вв., другая часть — подражания, выполненные великими мастерами с необычайной точностью по заказу братьев. Багатти-Вальсекки увлекались спортом и одними из первых опробовали такие изобретения, как велосипед или воздушный шар.

 

Музей Боски-ди-Стефано

Музей Боски-ди-Стефано

Дом-музей Боски-ди-Стефано был открыт в феврале 2003 г. в доме 15 по улице виа-Джорджо-Ян. Здесь жили супруги Антонио Боски и Марьеда Ди Стефано, собравшие коллекцию из более двух тысяч произведений; около трёхсот они подарили властям Милана в 1974 г.

Эта коллекция — потрясающее свидетельство истории итальянского искусства XX в. В ней представлена живопись, скульптура, графика с первого десятилетия прошлого века до 60-х гг. включительно. Особенный интерес представляет «Зал итальянского XX в.», где выставляются работы Фуни, Маруссига, Тоцци, Карра и Казорати.

Это уникальное собрание произведений искусства, которое кажется особенно невероятным для частного дома. В нём есть шедевры таких признанных мастеров, как Лучо Фонтана, Де Кирико, Сирони, Де Пизис и Боччони.

Деталь

Трансмиссионная муфта GIUBO, она же «муфта Боски», — золотая копия детали мотора, которую коллеги преподнесли в дар хозяину дома в 40-й год его работы в Пирелли.

 

Дом Мандзони

Дом Мандзони

В октябре 2015 года дом Алессандро Мандзони был заново открыт в обновлённом виде. Новостью стало и открытие сада, который теперь входит в проект «Галереи Италии».

В доме Мандзони кажется, что всё сохранилось в неизменном виде. Невозможно остаться равнодушным, прогуливаясь по комнатам, где рождались тексты, повлиявшие на всю последующую итальянскую литературу.

Письменный стол, за которым работал писатель, стоит нетронутым в кабинете, где он принимал Гарибальди в 1862 г. и Верди в 1868 г. А ещё здесь есть портреты, гравюры и другие реликвии, которые сохранили и подарили музею историки и коллекционеры, такие как Пьетро Брамбилла.

Дом на улице виа-Мороне, где автор жил со своей семьёй с 1813 по 1873 гг., была одним из самых желанных литературных салонов города. Там встречались такие интеллектуалы, как Томмазо Гросси, Антонио Розмини, Луиджи Россари, Джованни Беркет и Эрмес Висконти.

Дом Мандзони, кабинет

Дом Мандзони, кабинет

Деталь

Сад стал одной из тех причин, по которым Мандзони решил приобрести этот дом: писатель увлекался ботаникой и садоводством.

У Томмазо Гросси в этом доме был свой кабинет; он долгое время жил здесь вместе с Мандзони, который радушно принимал гостя.

Ещё в этом доме проходили спиритические сеансы и эксперименты с магнетизмом, которые тогда были в моде. Устраивал их здесь Стефано Стампа, сын Донны Терезы — второй жены Мандзони.

 

Палаццо-Морандо

Палаццо-Морандо: костюм, мода, образ

В этом палаццо с 2010 обрели дом крупные коллекции тканей, платьев и аксессуаров, которые хранились в городском музее прикладного искусства замка Сфорца. Это позволило горожанам, жителям Италии и всего мира получить в своё распоряжение отдельное пространство, предназначенное для коллекции картин с городскими пейзажами Милана XVI-XIX вв., где появилась новая экспозиция, обогатившая часть дома-музея, которая уже существовала в палаццо Морандо.

Любопытные детали

Графиня Лидия Капрара Морандо Аттедоло Болоньини после своей смерти 30 января 1945 г. подарила палаццо, которым владела, вместе со всей обстановкой, муниципалитету Милана, который обустроил в здании музей Милана.

 

Вилла Некки-Кампильо

Вилла Некки-Кампильо

Окунуться в атмосферу Милана первой половины XX в. с его ритуалами, ярлыками и светской жизнью. Вот что можно ощутить на вилле Некки-Кампильо, построенной миланским архитектором Пьеро Порталуппи в 1932-1935 гг. Здание расположено в центре города и прекрасно сохранилось как внутри, так и снаружи: на территории виллы есть просторный сад с бассейном и теннисным кортом.

Супруги Некки-Кампильо, известные представители ломбардской высшей промышленной буржуазии, жили здесь благополучной и элегантной жизнью. Их дом — плод гармоничного слияния архитектуры и декоративных искусств. В 2001 г. благодаря щедрости Джиджины Некки-Кампильо и Недды Некки он перешёл в собственность итальянского Фонда окружающей среды (FAI).

Вилла Некки-Кампильо

Любопытные детали

Эта вилла стала символом наступления эпохи рационализма в современной архитектуре и считается эмблемой этого стиля, вошедшего в моду в Милане и по всей Италии в тридцатые годы. Интерьер сохранил по сей день декоративные решения и обстановку, выбранные владельцами.

 

Дом Альды Мерини

Дом Альды Мерини

Поэтесса Альда Мерини жила в доме 47 на улице Рипа-ди-Порта-Тичинезе вплоть до своей смерти в 2009 г. Здесь была мебель, предметы обстановки и «покрытые каракулями» стены, которыми Мерини пользовалась, словно страницами блокнота, записывая на них телефонные номера, афоризмы, мысли, рисуя карикатуры.

К сожалению, сохранить тот дом как свидетельство жизни и работы поэтессы не удалось, так что её дом-музей был обустроен в доме 32 на виа Магольфа, в бывшей городской табачной лавке.

Дом находится в квартале Навильи, важном квартале старого Милана, где Мерини родилась и жила. Это идеальное место для поддержания памяти о ней, поскольку именно здесь складывался литературный и жизненный опыт поэтессы.

Музей обустроен на 120 квадратных метрах площади, на двух этажах. Он был открыт 21 марта 2011 г., в 80-летний юбилей со дня рождения поэтессы. На первом этаже открылось «Ателье слова» — поэтическая мастерская, которая организует курсы для молодёжи, а этажом выше воспроизвели спальню поэтессы. Там обустроена поэтическая экспозиция «Я родилась двадцать первого весной», иллюстрирующая биографию, стихотворения и фотографии Мерини. Кроме того, здесь можно посмотреть на предметы, которыми она пользовалась в быту: бижутерия в ящичке комода, разбросанная по кровати одежда, сигареты, увядшие розы.

 

Музей Манджини-Бономи

Музей Манджини-Бономи

Элегантный дворец XV в. в центре Милана, в двух шагах от Амброзианской картинной галереи, приобретённый в 1978 г. Здесь Эмилио Манджини, миланский предприниматель, который занимался недвижимостью, жил и исполнил свою мечту: сделать собственное жилище музейным учреждением, открытым для всех. В этом доме-музее экспонируется собрание из сорока разделов. Кроме предметов мебели, которыми обставлены пять этажей дома, здесь представлены обширные коллекции саквояжей, игральных карт, вееров, оружия, игр, археологических находок и других вещей.

В здании на виа-делль’Амброзиана выставлены тысячи преметов, рассказывающих о быте людей: игры, скульптуры, всевозможные приспособления, часы, шкатулки, секретеры, ларцы, прогулочные трости, одежда, керамика, предметы культа и многое другое.

 

Музей-Студия Акилле Кастильони

Музей-Студия Акилле Кастильони

После смерти великого дизайнера Акилле Кастильони его наследники заключили соглашение с миланским музеем «Триеннале», на основании был учреждён музей-студия, открывшийся в 2006 г. В музее проходят экскурсии для небольших групп, которые проводят вдова и дочь Кастильони, показывающие гостям комнаты, где многие годы рождались и обретали материальное воплощение его проекты.

Кроме того, в музее продолжают работать люди, сотрудничавшие с дизайнером более 20 лет: теперь они занимаются каталогом, архивом, упорядочиванием и оцифровкой его проектов, макетов, рисунков, фотографий и предметов, организуя всё это в коллекцию, которая иллюстрирует более 60 лет работы Кастильони.

Деталь

Особенный интерес представляет то, как работал Акилле Кастильони и его братья Ливио и Пьер Джакомо. Все они практиковали подход к дизайну, урбанистике и архитектуре, который можно одновременно охарактеризовать как почти что ремесленный и исключительно творческий. Кастильони начал свой профессиональный путь в 1940 и удостоился как академического признания (сначала он получил кафедру на факультете архитектуры Туринского университета, а с 1980 по 1993 гг. был ординарным профессором промышленного дизайна в Милане), так и разнообразных наград от профессионального сообщества. Молодым дизайнерам и людям творческих профессий будет полезно прикоснуться к его опыту.

Работы Кастильони выставляются по всему миру: в нью-йоркском музее современного искусства (MoMa), лондонском музее Виктории и Альберта, цюрихском музее декоративно-прикладного искусства (Kunstgewerbe), мюнхенском государственном музее декоративно-прикладного искусства (Staatliches Museum fur Angewandte Kunst), музее дизайна Прато, пражском музее декоративного искусства (Uměleckoprůmyslové muzeum), иерусалимском музее Израиля, денверском художественном музее, музее дизайна Vitra в Вайль-ам-Райне, музеях декоративно-прикладного искусства Гамбурга и Кёльна.

 

Музей-студия Франческо Мессины

Музей-студия Франческо Мессины

В музее-студии хранится 80 скульптур сицилийского художника и 26 работ на бумаге. Эти произведения создавались на разных этапах творческой биографии мастера и позволяют составить представление о его выдающейся технике и интересе к реалистическому искусству.

Большинство скульптурных работ, представленных здесь, выполнены в бронзе; кроме того, есть несколько замечательных терракотовых статуй с полихромной росписью, а также работы из гипса, мрамора и воска. Художник запечатлел всю экспрессию своих персонажей — будь то мчащиеся кони, гибкие танцовщицы или известные люди прошлого столетия — в мгновении, исполненном жизненной силы.

В графике Мессина работал с теми же персонажами: здесь есть обнажённые фигуры, кони, портреты. Техника этих произведений разнообразна: здесь есть литографии, акварели, карандашные и пастельные рисунки.

В музее проходят выставки и другие мероприятия, посвящённые современной скульптуре.

 

Место
Ломбардия
Ключевые слова
Милан, музеи

Похожие материалы

Культура и искусство

Необычная архитектура Милана

Ломбардия
Посмотреть
Культура и искусство

Церковь Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре: «Сикстинская капелла» Милана

Ломбардия
Посмотреть
Эногастрономия

Что попробовать в Милане?

Ломбардия
Посмотреть
Партнёрский материал

Дворец Ангуиссола Антона Траверси и дворец Брентани

Ломбардия
Посмотреть
Культура и искусство

Вилла Арконати: итальянский Версаль

Ломбардия
Посмотреть
Культура и искусство

Легендарные женщины Милана

Ломбардия
Посмотреть
Культура и искусство

  Подписаться на рассылку