Тест сделан при поддержке Муниципалитета Генуи и авиакомпании Utair
Театр Фальконе (Сейчас входит в комплекс Палаццо-Реале)
История первого генуэзского театра начинается со старинного трактира «под вывеской Фалькони», где во второй половине XVI в. проводились традиционные для таких заведений представления бродячих артистов.
В начале следующего столетия остерию выкупил новый хозяин, который выстроил на её месте самый настоящий платный общественный театр; известно, что выступления здесь состоялись уже в 1645 г.
Шли годы, и здание театра неоднократно перестраивалось. В ходе Второй мировой войны оно серьёзно пострадало, после чего было проведено две реставрации — в 50-ые и в 70-ые гг. А в 2004 г., когда Генуя стала одним из городов, получивших временный статус культурной столицы Европы, театр был переквалифицирован в выставочную площадку.
Именно в театре Фальконе в начале XVII в. начиналась история генуэзской оперной музыки. А 9 ноября 1827 г. здесь, в присутствии короля Пьемонта и Сардинии Карла Феликса и его семьи, прошло выступление знаменитого уроженца города, Никколо Паганини.
«В прошлую пятницу в театре состоялся концерт Паганини — этого гения музыкального искусства, которому нет равных и которого с полным основанием признают чудом нашего времени. Наслаждение, изумление, волшебство, которое он пробуждает, таковы, что их не выразить словами: находит ли он путь к твоему сердцу едва слышным голоском, одна за одной перебирая и возбуждая каждую жилку его своими модуляциями невыразимой нежности, играет ли своим могучим смычком на всех струнах разом, так что кажется, будто перед тобой целый оркестр (и этого эффекта он, если только пожелает, способен добиться с помощью одной лишь четвёртой струны). Августейшие особы удостоили этот концерт чести своего присутствия и не скупились на аплодисменты выдающемуся нашему музыканту после каждого исполненного им произведения; публика же подхватывала эти аплодисменты с живым энтузиазмом, а по окончании концерта выразила своё восхищение новыми прочувствованными рукоплесканиями».
«Гадзетта-ди-Дженова», 14 ноября 1827 год
На этом концерте Паганини исполнил сочинение для четвёртой струны и рондо «Колокольчик» из 2-го концерта для скрипки с оркестром. Вместе с ним в тот вечер выступала певица Антониа Бьянки, подарившая генуэзскому скрипачу-виртуозу его единственного сына Акилле.
Церковь и ораторий Сан-Филиппо
Впервые Никколо Паганини выступил в Генуе с сольным концертом 26 мая 1794 г. в церкви Сан-Филиппо-Нери.
В городе с традиционным размахом отмечали день памяти святого Филиппа Нери; празднования предусматривали в том числе «инструментальное и вокальное музыкальное сопровождение». На сей раз прихожане слушали «гармоничный концерт, исполненный чрезвычайно талантливым юношей одиннадцати лет, которого зовут синьор Никколо Паганини, учеником знаменитого синьора Джакомо Косты, преподавателя скрипичного мастерства; концерт снискал всеобщее восхищение» (Еженедельник «Avvisi», 31 мая 1794 год).
Годом позже Паганини снова выступит в церкви Сан-Филиппо-Нери по тому же самому поводу, и снова «Avvisi» напишет 30 мая 1795 г., что «Милейший юноша двенадцати лет, синьор Никколо Паганино, ученик знаменитого синьора Джакомо Косты, преподавателя скрипичного мастерства, исполнил там гармоничный концерт, снискавший всеобщее восхищение и одобрение».
8 декабря 1794 г. Никколо Паганини также сыграет в соседнем оратории Сан-Филиппо-Нери, а в ноябре 1796 г., в доме Ди Негро на улице via Lomellini (что неподалёку отсюда), он познакомится с великим французским скрипачом Родольфом Крейцером (1766-1831 гг.). Долгое время именно его концерты наряду с сочинениями другого француза, Пьера Роде (1744-1830 гг.), и итальянца Джованни Виотти (1755-1824 гг.) составляли основу концертного репертуара Паганини.
Палаццо Турси — Зал Паганини
В зале Паганини, который является частью выставочного маршрута «Музеи улицы Страда-Нуова», выставлена знаменитая скрипка 1743 г. работы Гварньери дель Джезу — излюбленный инструмент Паганини, который он предпочитал всем прочим и ласково называл «моя скрипка-пушка» за полноту звука. Инструмент хранится под бдительным оком команды специалистов, и благодаря их труду и исследованиям «Канноне» сейчас выглядит почти так же, как в 1851 г., когда инструмент был подарен городу Генуя согласно последней воле Паганини.
В том же самом зале вместе с оригинальными аксессуарами для скрипки представлены и другие важные реликвии: например, скрипка «Вильом», преподнесённая музыкантом в дар своему единственному ученику Камилло Сивори, а также письма Паганини, партитуры (среди которых знаменитая «Карманьола») и другие принадлежавшие гению предметы.
Церковь Ностра-Синьора-делле-Винье
1 декабря 1794 г. Никколо Паганини выступает в церкви Ностра-Синьора-делле-Винье по случаю дня памяти святого Элигия, покровителя одной из главных ремесленных корпораций Генуи — цеха ювелиров. Музыканту на тот момент едва исполнилось двенадцать, и это его второе публичное выступление; тем не менее слушатели остались поражены его огромной «ловкостью и мастерством» («Avvisi», 6 декабря 1794 г.).
Театр Карло-Феличе
30 ноября 1834 г. Паганини впервые выступает в театре Карло-Феличе. В программе концерта фигурируют вариации на тему дуэта «Nel cor più non mi sento» из оперы «Прекрасная мельничиха», а также «Венецианский карнавал».
Чтобы отблагодарить музыканта за концерт, администрация города распоряжается отлить памятную медаль с надписью «Честь и слава Родины». Ещё одно выступление Паганини проходит здесь 5 декабря того же года, причём деньги за проданные билеты он в полном объёме передал семьям бедняков.
Палаццо-Памматоне — Дворец правосудия
Здание городской больницы Памматоне, возведённое в 1422 г. и перестроенное в 1758 г., было серьёзно повреждено в ходе обстрелов 1942-43 гг. В 1966-1974 на этом же месте возводится Дворец правосудия, в котором сохранились внутренний двор XVIII в. и монументальная колоннада больницы.
В больницу эту Паганини с сыном Акилле однажды пришёл, чтобы посетить больных холерой. Он аккуратно записал в своём дневнике: «Нанёс вместе с сыном большой визит в больницу Памматтоне и трогал холодные руки больных colera morbus».
Палаццо-Дукале — Торре-Гримальдина
В мае 1815 г. Паганини был помещён под стражу в башню герцогского дворца Торре-Гримальдина. Молодая особа приблизительно двадцати лет от роду по имени Анджолина Каванна, с которой музыкант сожительствовал и которая родила от него мертворожденную девочку, написала на него заявление о похищении и соблазне.
Через несколько дней Паганини, согласившегося возместить Каванне ущерб в 1 200 лир, освободили. Однако дело завершится лишь в 1821 г., когда стороны пришли к соглашению, что музыкант выплатит пострадавшей 4 400 лир наличными.
Ну а в герцогский дворец Паганини вернётся 2 января 1835 г. — на сей раз он выступает на приёме, организованном губернатором Генуи, графом Филиппо Паолуччи. Именно он через пять лет по распоряжению губернатора запретит перевоз останков музыканта в родной город.
Церковь Сан-Донато
В этой церкви хранится первый документ, связанный с Паганини. Музыкант родился 27 октября 1782 г. на улице виа-делле-Фоссе-дель-Колле, в доме 1359 (впоследствии — Пассо-ди-Гаттамора, 58), в семье Антонио и Терезы Боччардо. На следующий день его крестили в церкви Сан-Сальваторе на пьяцца-Сарцано (сегодня это актовый зал факультета архитектуры).
В родном доме композитора, снесённом во время масштабной перестройки города в 1970 г., маленький Никколо учился у отца основам музыки, а также игре на скрипке и мандолине.