Многими из шедевров мастера можно полюбоваться на его родине, в долине Тибра (Вальтиберина); мы предлагаем вам историко-художественный маршрут по местечку Сансеполькро, где Пьеро появился на свет, а также соседним городкам Монтерки и Ареццо.
Пьеро делла Франческа родился в Сансеполькро около 1412 г. В городском музее — четыре великолепных произведения художника, включая «Полиптих Милосердия», созданный по заказу одноимённой религиозной общины в 1445 г. В центральной части картины изображена Мадонна Милосердия, которая , словно огромным шатром, укрывает своей мантией заказчиков и других набожных людей (слева — мужчины, справа — женщины).
В зале для аудиенций размещена масштабная фреска «Воскресение Христа», которая считается одной из важнейших работ тосканского живописца. Автору удалось показать и человеческое, и духовное измерение этого события; фигура Спасителя занимает господствующее положение, она сильна, торжественна. На фоне Пьеро решил изобразить зарю, которая становится символом начала новой жизни.
Здесь же можно осмотреть фреску с изображением святого Юлиана, обнаруженную в 1954 г. в старинной церкви Сант-Агостино (позднее Санта-Кьяра). Святой изображён с юношеским лицом, в изящной мантии красного цвета, которая выделяется на фоне зеленоватого ложного мрамора. И наконец, фреска «Святой Людовик» из палаццо-Преторио: этого своего героя художник одел во францисканскую рясу и богато отделанное епископское облачение; на фоне видна ложная ниша с драгоценным красным и зелёным мрамором.
Из Сансеполькро мы перебираемся в Монтерки: здесь, в этом чудесном местечке, что покоится на холме у границы с Умбрией, Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей. Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье и белую рубашку, с нарочито выступающим животом.
Наше путешествие по землям Пьеро продолжается и завершается в Ареццо. В базилике Сан-Франческо, в капелле Баччи, есть цикл фресковых росписей на тему легенды об «истинном кресте». Этот шедевр художник создал для церкви францисканского ордена приблизительно между 1452 и 1466 гг. Сюжет цикла взят из «Золотой Легенды» Якопо да Варацце, написанной в XIII в.
Среди дорогих сердцу художника пейзажей и изображений архитектурных построек можно заметить сам город Ареццо — крепость на холме, — а также Сансеполькро с домами, размещёнными в перспективе, словно сценические декорации. Рассматривая эту историю в картинках эпизод за эпизодом, мы видим элегантных персонажей, выписанных с геометрическим совершенством и изяществом.
Наконец, финальная точка: в кафедральном соборе Ареццо, в глубине левого нефа находится фреска с изображением Марии Магдалины. Это один из самых прекрасных персонажей, запечатлённых рукой Пьеро; он потрясает выразительностью лица и низким, глубоким взглядом. Свет подчёркивает цвета: белый и красный мантии, зелёный платья, розоватый щёк.