Поиск

Поиск

5 муз итальянских поэтов

Мы уже рассказывали о музах итальянских художников. Настало время узнать, кто оказал влияние на величайших поэтов Италии.

 

Беатриче

Bebba

«Данте и Беатриче», миниатюра XV века

Самая знаменитая муза в истории – конечно, Беатриче Портинари, в замужестве Де Барди. Она прожила всего 24 года, но оставила память о себе на века, благодаря влюбленному в нее гению. Дочка флорентийского банкира Биче не слыла первой красавицей, но ее сияющие зеленые глаза на перламутровом личике и нежная, чуть меланхоличная улыбка покорили сердце Данте Алигьери. Впервые он увидел ее девятилетним мальчишкой – они жили по соседству. Прошло еще девять лет – и он столкнулся на улице с «ангелом во плоти, облаченным в одежды ослепительно белого цвета». Это была Беатриче, которая навсегда вошла в его сны, мечты и произведения: от «Новой жизни» до «Божественной комедии», где она встречала его в раю. Удивительно, как платоническая, трогательная по своей чистоте любовь к девушке, с которой поэту удалось поговорить один лишь раз и которая умерла при родах, стала источником его вдохновения на всю жизнь.

 

Лаура

Petrarca

Лаура, рисунок XV века (?) Библиотека Лауренциана

Тайная, не надеющаяся на взаимность, но при этом страстная и всепоглощающая любовь, восхищение дамой сердца вперемешку с мучительными переживаниями – вот какие чувства прослеживаются в творениях Петрарки, признанных вершиной расцвета итальянского сонета. Облик златокудрой красавицы преследовал поэта на протяжении всей жизни – даже тогда, когда она скончалась то ли от чумы, то ли от чахотки, причем ровно через 21 год после их первой встречи. Как свидетельствует сам Франческо, которому на момент их знакомства было 22 года, он увидел Лауру 6 апреля 1327 года в авиньонской церкви, на мессе в Страстную пятницу – и не смог отвести глаз. И не важно, что французская аристократка уже была замужем за маркизом Уго Де Садом (предком того самого маркиза Де Сада) и впоследствии стала примерной матерью 11-ти (!) детей. Художник Симоне Мартини написал для Петрарки портрет Лауры, который тот повсюду носил с собой, подобно иконе.

 

Фьямметта

Fiametta

Данте Габриэль Россетти, Видение Фьямметты. 1878,  Коллекция Эндрю Ллойда Уэббера

Чувства создателя «Декамерона» к своей музе были далеко не платоническими, а очень даже плотскими и земными. Джованни Боккаччо знал многих женщин, но безумно влюбился только в нее – и дал ей литературный псевдоним Фьямметта, что можно перевести с итальянского как «маленькое пламя». Историки отождествляют ее с Марией Аквинской, внебрачной дочерью короля Неаполя Роберта Анжуйского, выделявшейся среди придворных дам своей начитанностью, умом и красотой: золотистыми локонами, ясными очами и рубиновыми губами. Судя по произведениям Боккаччо, отличалась она и непокорным нравом, причем не скрывала своей любвеобильной натуры, что стоило ему немало бессонных ночей, но при этом сподвигло на написание множества новелл, поэм, романов, а также первой любовно-психологической повести в истории, рассказанной от лица женщины. Фигура Фьямметты продолжала вдохновлять и спустя несколько веков – например, прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, создавшего картину «Видение Фьямметты».

 

Сильвия

silv

Имя Джакомо Леопарди – поэта и мыслителя, представителя течения романтизма, – мало что говорит русскому читателю, а вот в Италии его произведения обязательны для изучения в школе, несмотря на крайне пессимистическое видение жизни. Обладая слабым здоровьем, он провел 25 из 38-ми лет своей жизни в доме отца, предпочитая всем помещениям библиотеку, где писал стихи и философские эссе и где самостоятельно выучил пять языков. Его знаменитое стихотворение «К Сильвии» навеяно образом реально существовавшей девушки, которая стала для поэта символом несбывшихся надежд и экзистенциальной тоски. Он посвятил эти строки Терезе Фатторини, ткачихе и дочери кучера в поместье Леопарди, умершей в 20 лет от туберкулеза. Вот как описывал ее Джакомо: «В ее лице, в движениях, в голосе есть что-то неуловимо божественное, этот цветок чистой, невинной и свежей молодости». Дом Терезы-Сильвии напротив особняка Леопарди в наши дни отреставрирован и превращен в музей.

 

Элеонора

2364356_0901_d_annunzio

Она – театральная дива, играющая без грима до преклонных лет и собирающая полные залы по всему миру, даже там, где итальянский язык не понимают. Он – литератор, ведущий расточительный и эксцентричный образ жизни и пополняющий коллекцию разбитых сердец: одна брошенная им графиня сошла с ума, а другая маркиза постриглась в монахини. Причем соблазнитель был далеко не красавец, лысеющий и низкорослый, но с огромным эго и харизмой. Элеонора Дузе и Габриэле Д’Аннунцио познакомились в Венеции в 1894 году и разошлись через 9 лет, пройдя через все стадии безумной страсти и плодотворного творческого союза, когда поэт писал по 6000 стихов в месяц, а актриса блистала в его постановках, предварительно оплатив все счета. Разрыв вышел очень некрасивым: Д’Аннунцио в своем романе «Пламя» подробно описал интимные подробности их отношений. Однако продолжал помнить о ней и хранил на своей вилле бюст, ее изображавший. Записавшись добровольцем на фронт Первой мировой, Габриэле не снимал подаренное ему Элеонорой кольцо с изумрудами в убеждении, что оно защитит его от гибели. Узнав о смерти Дузе, он признался: «Умерла та, которая не заслуживает этого».

 

Ключевые слова
живопись, искусство

Похожие материалы

Культура и искусство

4 главных замка Неаполя

Кампания
Посмотреть
Культура и искусство

«Долой скуку!» История Палаццо Скифанойа, открывшегося после реставрации

Эмилия-Романья
Посмотреть
Made in Italy

Музей стекла в Мурано

Венето
Посмотреть
Культура и искусство

Королевская резиденция в Казерте

Кампания
Посмотреть
Культура и искусство

«Флоренция, Уффици. Музей-прародитель». Отрывок из книги Филиппа Даверио

Тоскана
Посмотреть
Культура и искусство

Три музы итальянских художников

Посмотреть
Культура и искусство

  Подписаться на рассылку