Некоторыми из шедевров Бернини в Риме можно любоваться абсолютно бесплатно; всё, что от вас потребуется — совершить приятную прогулку по историческому центру города. Наш маршрут начинается от церкви Санта-Мария-делла-Виттория на углу улицы via XX settembre и площади largo Santa Susanna.
Санта-Мария-делла-Витториа
Пространство церкви организовано в один неф и поперечный трансепт. Интерьер отличает великолепный декоративный аппарат: богатство мрамора, лепнины и фризов делает этот храм одним из самых впечатляющих образцов церковного убранства в стиле барокко. В левой части трансепта, в капелле Корнаро, установлена одна из самых поэтичных скульптурных групп Бернини — «Экстаз святой Терезы». Кажется, будто фигуры подвешены на небесном своде, среди облаков, в свете золотых лучей; улыбающийся ангел направляет стрелу в сердце откинувшейся в экстазе святой.
Капелла Корнаро (1644 – 1652) — один из шедевров Бернини: обратите внимание на то, как умело мастер использует загадочные и театральные световые эффекты (особенно хорошо это заметно во второй половине дня).
Сант-Андреа-аль-Квиринале
Дойдя до улицы via del Quirinale, мы окажемся у церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658 — 1671). Её здание эллиптической формы украшено многоцветным мрамором, позолотой и лепниной. Этот храм — настоящая жемчужина архитектурной, декоративной и живописной гармонии.
Несмотря на небольшие размеры, интерьер церкви Сант-Андреа со своими драгоценными породами полихромного мрамора, чьи цвета играют в полутьме церковного зала, передаёт ощущение чего-то грандиозного. Ещё сильнее это ощущение можно испытать, внимательно осмотрев статую святого Андрея, который словно бы готовится вот-вот покинуть церковь и подняться на небо.
Фонтан Тритона
Следующая точка нашей прогулки — соседняя площадь Барберини. В её центре возвышается эффектный «Фонтан Тритона», который ни с чем не спутать (1642 — 1643). Здесь Бернини предпочёл привычному мрамору распространённую в Риме известковую породу — травертин. Четыре дельфина со вздыбленными хвостами держат на весу герб рода Барберини и огромную раковину с раскрытыми створками, на которой сидит Тритон и выдувает из другой раковины струю воды, направляя её прямо в небо.
Совсем рядом, на углу улиц via Vittorio Veneto и via di San Basilio, находится «Фонтан пчёл» — не столь эффектный, но не менее красивый. Вода льётся в бассейн в форме открытой раковины, где утоляют жажду пчёлы — геральдический символ рода Барберини.
Фонтан Четырёх Рек
Теперь настала очередь живописной площади Навона. «Фонтан Четырёх Рек» (1651) в центре площади — это одно из самых причудливых творений Бернини. Посреди большого круглого бассейна возвышается скала с гротом, откуда выходят напиться воды лев и фантастические животные. Вокруг скалы располагаются статуи, олицетворяющие реки Нил, Ганг, Дунай и Рио-де-ла-Плата, символы четырех частей света, известных в то время. А сверху на скалу Бернини не побоялся установить обелиск.
Некоторые утверждают, будто бы голова статуи, олицетворяющей реку Нил, накрыта для того, чтобы закрыть взгляду церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, возведённую напротив по проекту Борромини, главного соперника Бернини. На самом деле поза статуи означает отсылку к тому факту, что исток Нила на тот момент был неизвестен. Да и сам фонтан был готов до того, как рядом начали строить церковь.
Собор Святого Петра
Наша прогулка заканчивается на величественной площади Сан-Пьетро (1656 — 1667). Две полукруглые колоннады, каждая из которых образована четырьмя рядами дорических колонн, обрисовывают гигантское пространство овальной формы. Проект колоннады был поручен Бернини папой Александром VII Киджи.
Согласно идее Бернини, колоннады олицетворяют материнские руки Церкви. Великолепная колоннада из 284 колонн дорического ордена и восьмидесяти восьми пилястров, выполненных из травертина из Тиволи, окружают Собор Святого Петра, как бы желая символически обнять верующих.
Паломники, попав сюда с окрестных извилистых улочек, должны были испытать чувство изумления и даже робости перед огромным открытым пространством.
Мастер расположил четыре ряда из 284 колонн радиально, постепенно увеличивая их диаметр; таким образом ему удалось сохранить неизменным пропорциональное соотношение между колоннами и пространством даже во внешних рядах.
Это решение даёт возможность посетителям увидеть колоннаду как единую цепочку колонн, встав на порфировые диски между обелиском и фонтанами.