История керамики Виетри, по оценкам ученых, началась еще в 5 веке до н. э. стараниями этрусков. И достигла расцвета в начале 13 века, когда стала одним из самых продаваемых товаров Морской республики Амальфи. В 16 столетии уже производили не только настенную и напольную плитку, кухонную утварь и предметы домашнего обихода, но и банки для хранения специй и снадобий, миски для святой воды и многое другое.
В 30-х годах прошлого века, когда в Германии начались гонения на евреев, многие художники перебрались на побережье, предложив свое искусство в обмен на крышу над головой. Это дало новый импульс и стилевое разнообразие древнему ремеслу. Тогда же были выведены формулы уникальных цветов – среди них знаменитый «желтый из Виетри».
Те, кто прибывает сюда с моря, сразу соприкасаются с местной керамикой во всей ее красе, ведь майолику огромного купола церкви Св. Иоанна Крестителя видно издалека. Дальше – больше: все переулки, дома, бары, рестораны, мастерские, храмы и просто стены, арки, мостовые и перила прельщают затейливой отделкой и буквально заставляют себя сфотографировать.
В Виетри керамика – это одно целое с ландшафтом, не говоря о многочисленных лавках с радужными тарелками и кружками, табличками и столешницами, амфорами и вазами, статуэтками и фигурками осликов. Неслучайно этот музей под открытым небом в 1997 году был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО за богатство художественного и культурного наследия.
Земля, огонь, воздух и вода – четыре стихии, без которых керамика невозможна. Берется красная глина, привезенная из провинции Салерно, из нее создается нужная форма на гончарном круге или с использованием ручных пресс-форм. Огонь и воздух превращают сырье в керамику в ходе двухэтапного обжига. А вода используется для глазурования белой эмалью, придающей готовому изделию блеск, и в процессе росписи. Все применяемые краски – строго на водной основе и, следовательно, нетоксичны, поэтому идеально подходят для посуды. Некоторые блюда – самые настоящие произведения искусства, достойные короля: например, последний король Италии Умберто II Савойский выбрал для своей супруги столовый сервиз именно из Виетри.
Секреты ручной работы передавались от отца к сыну. В городе говорили, что у мастеров даже кровь становилась разноцветной – в тон их творениям. Сюжеты для росписей брались непосредственно из повседневной жизни. Отсюда – обилие лодок и рыбаков, продавцы с корзинами на голове, женщины с сосудами или маленькими детьми, влюбленные парочки, праздничные процессии, музыканты и ослы, которые со временем стали символом местной керамики. Сегодня к классическим рисункам добавляются виды и панорамы Амальфитанского побережья, лимоны как эмблема соседнего Сорренто, морской декор, животные, узоры в стиле барокко.
Чтобы узнать о вековых традициях старинного ремесла, следует посетить Музей керамики, занимающий здание виллы Гварилья – она парит на утесе над морем. Или просто неспешно прогуляться по узким улочкам Виетри-суль-Маре.