По пути из Римини в Рим можно увидеть много интересного. Особенно, если средством передвижения выбрана легендарная «Vespa» ‒ мотороллер, навсегда вошедший в историю после прогулки на нём по древнему городу Грегори Пека с Одри Хепбёрн в «Римских каникулах».
Итальянские пейзажи, полные до восторга души садами, холмами и солнцем, девушка – дальнобойщица, помахавшая рукой из кабины огромного трака – всё это не давало усталости победить энтузиазм человека, решившегося на путешествие длиною в 400 километров.
Прямо по ходу движения возник мостик, на котором взгляд выхватил табличку «Rubicon». Стоп! Не эта ли легендарная река известна всему миру по истории с Гаем Юлием Цезарем? «Перейти Рубикон» на всех языках мира означает одно и то же – принять бесповоротное решение. Легенда гласит, что, когда Цезарь ещё не был полновластным хозяином Рима, а сам Рим был республикой, проконсул Цезарь узнал о том, что Сенат готовит против него заговор. И в январе 49 года до н.э. решительно преодолел водную преграду, чтобы успеть усмирить смутьянов и провозгласить себя императором.
По легенде это произошло именно здесь, где я и положил на бок мотороллер, присев на травку на берегу речки, которая больше напоминает ручей. Правда, считается, что, когда император Август реорганизовал административное деление Италии и включил в неё современный север Италии, название реки исчезло с топографической карты.
Тем не менее, навсегда взволнованные собственной историей итальянцы, не оставляли попыток доказать, что река всё же была и есть по сей день, и если не вся правда, то хотя бы её часть в легенде о Цезаре и Рубиконе есть.
В 1933 году топографы и археологи начали искать. Река Фьюмичино, пересекающая город Савиньяно-ди-Романья, которая теперь называется Савиньяно-суль-Рубиконе, была официально идентифицирована как прежний Рубикон. Последнее, самое веское доказательство, подтверждающее версию учёных, было обнародовано в 1991 году. Трое итальянских учёных – Пиньотти, Равальи и Донати, сопоставив несколько древних источников, показали, что расстояние от Рима до Рубикона составляло около 320 километров. Опираясь на исторические и современные данные, учёные определили точное место русла реки.
Чтобы не оказаться менее решительным, чем Цезарь, автор этих строк дважды перешел Рубикон по пояс в воде, и, как Цезарь, исполненный гордости, направился дальше. Впереди была Перуджа.
Случается так, что увиденное значительно больше ожидаемого. Дорога через лесистые холмы: стелющийся туман, который удивительным образом не затушевывал краски природы, а делал их более контрастными. Тишина – такая бывает только в лёгком мороке этого состояния природы, почти полностью поглощала звук двигателя мотороллера.
И так же тихо, почти незаметно, оказываешься в городе. Степенном, спокойном, умиротворённом. Шум юга Италии не характерен для этих мест.
Самый интригующий факт, который застал меня врасплох: в Перудже есть метро! В городе, население которого едва превышает 160 тысяч, есть четырёхкилометровое метро – рекордсмен. Перуджа – самый маленький город Земли, где есть подземка.
С этим городом связано становления великого Рафаэля Санти. Именно здесь в 1501 Рафаэль постучался в двери мастерской главного мастера умбрийской школы живописи Пьетро Перуджино, который стал первым наставником будущего гения.
Рафаэлю не нужно было много времени, чтобы стать состоявшимся мастером. Фреску в капелле Сан-Северо —они создавали поочередно – учитель и ученик.
Кстати, чувство голода, которое через некоторое время проявляется у каждого, в Италии особенное. Кто был, тот знает. Потому что поесть в этой стране – это ритуал. Даже в самой неприметной забегаловке.
В первой попавшейся траттории я попросил первое, что увидел в меню, поскольку знаю, что ошибиться в выборе блюда в этой стране невозможно. Будет не просто съедобно, но и вкусно. Молчаливый официант поставил передо мной кувшин с красным вином, бокал. Здесь, как в рассказах Чехова, наступает апофеоз гастрономического наслаждения, граничащего с мазохизмом.
Санджовезе. Как много в этом звуке! Почему-то я был уверен, что название вина прямо связано со святым Иосифом. На самом деле этот сорт итальянского красного винограда происходит от латинского «Sanguis Jovis»- кровь Юпитера.
Плотное, питкое, умеренно кислотное вино с дубовым и дегтярным оттенком – именно перуджийский Санджовезе стал моим кумиром. Нам повезло: это вино региона Умбрия (а также Эмилии-Романьи и, конечно, Тосканы) можно купить в нашей стране.
Не уверен, что повар и официант траттории сделали это специально, но суп, который мне принесли, встретился с Санджовезе как давно не видевшие друг друга братья. Что же это было? Вообще-то – традиционный итальянский грибной суп. «Аквакотта» (Acquacotta – дословно «вареная вода»). Ничего особенного в ингредиентах этого блюда нет. Белые грибы, помидоры, сыр, мята, чеснок, перец, соль, петрушка, оливковое масло, хлеб. Рецептов этого супа в сети много, но это не реклама супа. Скорее – реклама конкретного создателя именно моей порции. Кроме вышеперечисленного, повар рискнул (и не уверен, что коллеги поддержали бы его самоуправство) добавить в суп паппарделле— широкая и длинная паста. И традиционный вкус заиграл новыми красками.
После трапезы, а простецким словом «обед» язык не повернется назвать то, что произошло в траттории, я снова ехал по направлению к Вечному городу и думал: интересно, Цезарю было известно об этом вине и супе? И не изменился бы ход истории, если бы будущий император задержался в Перудже? Ведь сделать такую остановку точно имело смысл.