Симонетта Веспуччи
Симонетта Веспуччи прожила короткую, но яркую жизнь. Ее мужем был дальний кузен Америго Веспуччи, ее возлюбленным – Джулиано Медичи, младший брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Но обессмертил ее облик Сандро Боттичелли, который на всех знаменитых полотнах изображал свою тайную безответную любовь: достаточно посмотреть на «Рождение Венеры» или «Весну». Причем рисовал он ее утонченные волнующие черты по памяти, так как Симонетта умерла от чахотки в 23 года.
Через 34 года после ее кончины, Боттичелли был похоронен буквально у ее ног – в церкви Всех Святых, как он написал в своем завещании. Но и тут его стремление быть ближе к своей музе оказалось безнадежным: одно из разрушительных наводнений реки Арно унесло останки Симонетты в неизвестность.
Форнарина (Маргерита Лути)
Маргерита Лути, знаменитая муза Рафаэля, своим прозвищем Форнарина была обязана профессии отца пекаря (по-итальянски fornaio). Жила она в римском квартале Трастевере, на улице Санта-Доротея. Если верить Джорджо Вазари, художник впервые увидел свою музу обнаженной, когда она купалась в Тибре. По легенде, до этого равнодушный к плотским утехам Рафаэль настолько жаждал ее постоянного присутствия, что даже грозил бросить роспись фресок на вилле Фарнезина, пока ее не доставят к нему.
Форнарина оставалась возлюбленной и натурщицей Рафаэля до самой смерти художника – в ее объятиях. Ее можно увидеть на таких шедеврах, как «Форнарина», «Донна Велата», «Мадонна в кресле», «Триумф Галатеи» и «Сикстинская мадонна». По одной из версий, убитая горем Маргерита, втайне повенчавшаяся с Рафаэлем, приняла постриг в монастыре Святого Аполлония. По другой, она наоборот никогда не отличалась верностью и впоследствии стала известной куртизанкой.
Чечилия Форлани
А вот у Умберто Боччони, художника, скульптора и теоретика итальянского футуризма, чье творение «Уникальные формы непрерывности в пространстве» 1913 года мы можем лицезреть на монете номиналом в 20 евроцентов, была муза совсем иного плана. На протяжении многих лет он писал портреты своей матери, Чечилии Форлани: она запечатлена сидя и лежа, спереди и сзади, в профиль и анфас, полуодетая и в парадном платье, когда вяжет крючком и когда болеет в своей постели. Монументальная, заботливая, радушная, защищающая, понимающая – прообраз настоящей матери, через который отчетливо прослеживается техническая и стилистическая эволюция художника. К сожалению, ей было суждено пережить своего сына, который преждевременно погиб в результате падения с лошади перед отправлением на фронт Первой мировой войны.