Партнерский материал c компанией LexSystems
Разработкой проекта занимался архитектор и градостроитель Джино Перессутти. Планировалось построить киностудию невиданных доселе в Италии размеров: несколько съёмочных павильонов, фотолаборатории, помещения для монтажа, кинематографический институт LUCE — в общей сложности 73 постройки на 14 гектарах земли. Оставшиеся 45 гектар были зарезервированы под будущее расширение киностудии.
Первый камень на стройке был заложен 26 января 1936 года, а 21 апреля 1937 года «Чинечиттà» начала работу. До 1943 года именно здесь снималось большинство итальянских фильмов, так что в массовом сознании закрепилась ассоциация: если итальянское кино — значит, «Чинечитта». С годами название этой киностудии стало легендарным.
Восьмого сентября 1943 года Рим был оккупирован немецкими войсками. Киностудия, как и многие другие объекты, была разграблена и пришла в полное запустение. После окончания войны комплекс не стали восстанавливать сразу: неореализм, правивший тогда бал в кинематографе, отдавал предпочтение натурным, а не павильонным съёмкам.
Реконструкция «Чинечитты» состоялась благодаря американским кинокомпаниям, в частности «Метро-Голдвин-Майер», снимавшей в Риме высокобюджетные проекты типа «Камо грядеши» (1951 г.). Одной из причин, побудивших американцев построить своего рода филиал Голливуда на Тибре, стала дешевизна местной рабочей силы.
Во время нахождения у власти фашистов многие старые районы Рима были снесены или перестроены. Тысячи искусных ремесленников лишились привычного уклада жизни и были вынуждены переселиться на окраины города, где не могли найти себе достойной работы. Для «Чинечитты» эти люди — опытные отделочники, декораторы, каменщики, плотники и столяры — стали настоящим подарком. Они нашли применение своим навыкам при строительстве декораций.
В 1958 году в «Чинечитте» проходили съёмки самого масштабного фильма всех времён и народов: «Бен Гура» с Чарлтоном Хестоном. Этот проект ознаменовал полное возрождение римской киностудии, где впоследствии снимались такие масштабные фильмы, как «Клеопатра» (1961 г.) с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном, «Муки радости» и «Падение Римской империи» (1964 г.).
На рубеже пятидесятых и шестидесятых в «Чинечитту» вернулись итальянские режиссёры: Феллини, снимавший здесь «Сладкую жизнь», Висконти («Белые ночи»), Дино Ризи («Трудная жизнь»).
С 1958 по 1972 год итальянский кинематограф специализировался, главным образом, на четырёх жанрах: «пеплум», или историческая драма (1958-1964), вестерн (1962-1975), хоррор (1961-1966) и шпионские фильмы (1965-1967).
В 1971-1976 году на «Чинечитте» были сняты такие знаменитые картины, как «Рим» и «Амаркорд» Феллини, «Смерть в Венеции» и «Людвиг» Висконти, «Двадцатый век» Бертолуччи, «Салò или 120 дней Содома» Пазолини. Как уже упоминалось выше, в этот период здесь также создавалось немыслимое количество американских вестернов, переживавших тогда пик своей послевоенной популярности.
В 80-ых годах Феллини снимает здесь «И корабль плывёт…» (1983), Серджо Леоне — «Однажды в Америке», а Бернардо Берлолуччи — «Последнего императора»; тем не менее, общее количество выпускаемых фильмов уменьшается.
В 90-х годах «Чинечитту» серьёзно модернизировали с внедрением современных цифровых технологий, а общий объём съёмочных площадей увеличили почти в четыре раза. К 12 существующим павильонам добавилось ещё 10. Эти инвестиции не прошли даром, так как площадка вновь стала интересна иностранным кинокомпаниям. Здесь снимались «Приключения барона Мюнхгаузена» Терри Гильяма в 1989 году, а годом позже — третья часть «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. В 1993 году здесь делался «Скалолаз», в 1996 — «Английский пациент» и, наконец, в 2002 с «Банды Нью-Йорка» Скорсезе.
В начале XXI века на «Чинечитте» создавались популярные сериалы, например, «Рим» — один из самых высокобюджетных проектов в истории (США-Великобритания-Италия). Действие сериала происходит в Риме периода поздней Республики, раздираемом жестокими гражданскими войнами.
Сейчас киностудия «Чинечитта» остаётся главным местом съемок большинства итальянских фильмов. В павильонах каждый день работают тысячи людей, воплощающие мечты в кино.