В 1463 году братья-доминиканцы поручили Гуинифорте Солари возвести церковь и монастырь. Впоследствии монастырский комплекс был расширен архитектором Донато Браманте ди Урбино, решивший, что гениальная фреска «Тайная вечеря» Леонардо, украсившая трапезную, должна была лучше освещаться через окна.
Фреска (460 x 880 см) была выполнена маслом поверх штукатурки в 1494-1498 годах. Это одна из самых знаменитых версий «Тайной вечери», библейского сюжета из Нового завета.
Революционны работа со светом художника и использование им эффекта перспективы. За спинами сотрапезников нарисованы три окна с пейзажем, свет из которых освещает фигуры апостолов с обратной стороны и боков, придавая всей композиции необычный облик. Леонардо совмещает традиционную флорентийскую перспективу и эффекты светотени.
При создании рисунка Леонардо использовал нетрадиционную технику: вместо классической фрески, где краски наносились по мокрой штукатурке, художник замешивал темперу на масле и наносил краску поверх двух слоёв штукатурки, делающих поверхность идеально гладкой. К сожалению, материал стен трапезной обладал повышенной влажностью, что привело к изменению цветов и отслоению краски. Чтобы спасти рисунок в 1978-1999 годах его подвергли серьёзной реставрации, при которой использовались самые прогрессивные технологии.
Леонардо запечатлел тот момент ужина, когда Иисус Христос говорит, что один из его учеников предаст его. Композиционно сюжет изображён согласно традициями флорентийской школы, но Леонардо добавляет детали, придающие картине интимность и экспрессию.
На первый план изображения, находящийся внутри перспективы помещения, Леонардо помещает длинный обеденный стол, освещаемый не столько светом из трёх нарисованных окон, а фронтально из реального окна трапезной, находящегося слева. В центре запечатлена отдельная фигура Христа, разводящего руками. Глава его наклонена на бок, глаза прикрыты, а рот приоткрыт: кажется, что он всего мгновение назад закончил свою знаменитую фразу. Леонардо мастерски передаёт непроизвольные движения апостолов, ошарашенных известием о будущем предательстве одного из них.
Апостолы сгруппированы вокруг Христа группами из трёх человек, симметрично уравновешивающих друг друга. Примечательно, что реакции апостолов, находящихся ближе к Христу, сильнее, чем у тех, кто сидит поодаль.
Три люнета над тайной вечерей расписаны гербами Сфорца и надписями с их деяниями, перемежающимися гроздьями фруктов, цветами и листьями.
Как добраться
Адрес: Piazza Santa Maria delle Grazie, 2,
Трамвай 18: остановка Corso Magenta–Santa Maria delle Grazie; MM1: остановка Conciliazione или Cadorna; MM2: остановка Cadorna.
Бронь посещения: +39 02 92800362
Официальные сайты: www.cenacolo.it e legraziemilano.it