Достаточно просто прогуляться по городу, и величественные строения и руины античности напомнят вам о его богатом прошлом. Гуляя по мостовым, под которыми лежат руины и мозаики древнеримских вилл и особняков, вы можете осмотреть фрагменты этих памятников на специально оборудованных археологических участках Скави-Скалиджери и Вилла-ди-Вальдонега.
История
Первые контакты будущей Вероны с Римом отмечаются в IV в. до н.э. Народы, населявшие эту местность, начинают вступать в регулярные торговые отношения с Вечным Городом.
С распадом Западной Римской империи Верона сначала принимает христианство (это происходит между III и IV вв.), а затем становится добычей многочисленных завоевателей из-за Альп. В эти тёмные столетия город переживает недолгий период процветания с 493 по 526 гг., когда Верона становится одним из любимых городов короля остготов Теодориха. Он строит здесь дворцы, водопровод, термы и новые стены.
С 1181 по 1185 гг. здесь живёт папа Луций III. В это время Верона становится активным участником борьбы свободных коммун за автономию, которою пытались оспорить императоры Фридрих Барбаросса и Фридрих II Штауфен. Через некоторое время власть в городе берёт в свои руки Эццелино да Романо, а с 1263 г. Вероной более 120 лет правит династия Скалигеров.
Семейство Делла Скала не брезговало никакими средствами для того, чтобы прийти к власти, однако сумело обеспечить городу долговременное экономическое процветание, какого он не знал со времён древнего Рима. Они строили замки, церкви, дворцы и превратили Верону в один из культурных центров позднесредневековой Италии: при дворе Скалигеров гостили Джотто, Данте и Петрарка, причём последний обнаружил в библиотеке местного капитула рукопись писем Цицерона.
17 октября 1797 г. весь регион переходит под контроль Австрии и остаётся в этом статусе до 1866 г., за исключением периода с 1805 по 1814 гг., когда Верона была частью Итальянского королевства. В это время активно строятся укрепления, возводятся форт Пастренго, Арсенал и замок Сан-Пьетро.
Что посмотреть
Амфитеатр «Арена»
Это главный памятник Вероны, где проходят крупные концерты и музыкальные фестивали. Он напоминает об античном прошлом города и является третьим из сохранившихся до наших дней амфитеатров по размерам после Колизея в Риме и амфитеатра в Капуе. «Арена» построена в I в. до н.э. Это эллиптическое в плане сооружение покоится на непрерывной последовательности из 27 двойных каменных арок.
В эпоху Римской империи («Арена» строилась в период правления Августа и Клавдия) здесь проходили гладиаторские бои; название «Арена» происходит от латинского слова «harena» — «песок»: это покрытие поглощало кровь, оставшуюся после сражений. В течение многих веков в амфитеатре устраивали турниры и дуэли, ставили балеты, цирковые представления и укрощали быков; с 1993 г. здесь проходит самый крупный оперный фестиваль под открытым небом, и это абсолютно незабываемое впечатление.
Площадь Бра
Осматривая Верону, разумно начать с площади Бра: она находится в самом центре города и обычно хорошо освещена лучами солнца. Здесь вы найдёте здания различных времён и стилей.
Самые известные из них — это «Арена», палаццо-Барбьери и палаццо-делла-Гран-Гвардия; также заслуживают внимания «Альпийский Фонтан», прогулочная мостовая «Листон» и стоящие вдоль неё палаццо аристократов, стены эпохи династии Висконти, памятник Виктору Эммануилу II и пятиугольная башня.
«Альпийский Фонтан» установлен посреди многовековых елей, украшающих центральный сквер. Его соорудили в 1975 г. в честь побратимства города Скалигеров и Мюнхена. Местные жители ласково называют его «лимонодавкой» за форму, напоминающую соковыжималку для цитрусов, и с удовольствием купаются в нём, когда веронские спортсмены одерживают важные победы.
Напротив фонтана находится палаццо-Барбьери — здание городского муниципалитета, где также проходят заседания горсовета. Это монументальное здание в стиле неоклассицизм строилось с 1836 по 1848 гг. и напоминает античные храмы. Его масштабы производят мощное впечатление. Центральную часть фасада занимает выступающий портик с колоннами коринфского ордера, широкой лестницей и большим треугольным фронтоном с гербом города. Два крыла украшены массивными полуколоннами, которые добавляют монументальности и задают ритм оконным проёмам в двух этажах здания.
Чуть дальше располагается ещё один монументальный дворец, Гран-Гвардия, который словно пытается состязаться в грандиозности с громадой «Арены». Он строился с 1610 по 1853 гг. и состоит из двух этажей и аттика. Длина здания — почти 90 метров, его фасад украшают тринадцать величественных аркад с мощной и грубоватой рустовкой. Над вторым этажом помещён архитрав с метопами и триглифами.
Пьяцца-делле-Эрбе
Многие века «площадь Трав» оставалась центром социальной, экономической и религиозной жизни Вероны. В древнеримскую эпоху здесь находился Форум, длина которого приблизительно совпадала с длиной нынешней площади. На Форуме были Капитолий, несколько храмов и термы, связанные между собой крытой галереей с многочисленными лавками.
В период свободной коммуны здесь находились здания основных государственных институтов, а при Скалигерах к политическим функциям добавились торговые и культурные.
В восточной части площади, со стороны улицы Мадзини, находится палаццо-делла-Раджоне (он же палаццо-дель-Комуне) XIII в., многовековой центр политической власти в городе. Над дворцом высится башня, возведённая в 1172 г. родом Ламберти в стиле романика, характерном для той эпохи; его следы всё ещё заметны ближе к основанию сооружения, выполненному из кирпичей, чередующихся с туфом. С ходом лет башню делали выше, материалы и стили менялись, хотя результат всегда оставался гармоничным, а в 1464 г. была достроена восьмиугольная звонница. Башня достигла 84 метров и стала самой высокой в городе.
В северо-западной части площади есть две постройки, представляющие исторический и художественный интерес: барочный палаццо-Маффеи и старинная башня Гарделло. Дворец построен в XVII в. и стал первым зданием в стиле барокко во всей Вероне. Его элегантное и изысканное здание имеет три этажа и великолепный фасад, украшенный шестью статуями мифологических персонажей. Все они выполнены из мрамора местного происхождения, кроме статуи Геркулеса: она была найдена на руинах храма I в. н.э. (его руины видны в подвалах ресторана, расположенного на первом этаже).
Башня Гарделло построена в XIII в., но нынешний облик обрела при Кансиньорио делла Скала, который распорядился привести башню в порядок в 1363 г. и поднять её до нынешней высоты в 44 м.
На углу с улицей Пелличчаи стоит великолепное здание Домус-Меркаторум, возведённое Скалигерами в 1301 г. для руководства городских цехов, когда на площади разместили новый рынок (пространства для старого, который находился на небольшой площади Меркато-Веккьо, к тому времени стало не хватать). С течением лет он не раз перестраивался и менял своё предназначение, но в конце XIX в. был возвращён в первоначальный вид средневекового дома-крепости.
Мост Понте-ди-Пьетра
Этот мост сооружён в первом веке до р.х. вместо предыдущего деревянного. Он, вне всякого сомнения, является самым древним и одним из самых красивых римских сооружений города, а также одним из символов Вероны. В эпоху античности в Вероне было семь мостов через реку Адидже, два из них располагались недалеко от римского театра: Понте-Мармореус (нынешний Понте-ди-Пьетра) и Понте-Постумиус. В 905 г. на Адидже случился паводок, и последний оказался полуразрушен. Тремя веками позже, в 1239 г., он окончательно сдался на милость стихии.
За более чем две тысячи лет своей истории Понте-ди-Пьетра пережил множество наводнений и обрушений и был неоднократно отстроен заново. Сейчас он похож на ослиную спину и опирается на несимметричные арки, которые, конечно, значительно отличаются от первоначальной конфигурации сооружения. Однако именно это необычное наслоение материалов и форм, которое свидетельствует о различных этапах в жизни моста, придаёт ему особенный шарм. Идеальное время для прогулки вокруг Понте-ди-Пьетра — вечер, когда умело настроенная подсветка, отблески и плеск речной воды делают его одним из самых романтичных мест Вероны.
Дом Джульетты
Джульетта и Ромео — два самых знаменитых влюблённых на свете — обрели бессмертие благодаря перу Уильяма Шекспира. Фоном их трагедии была именно Верона, один из самых красивых городов Италии, чьё историко-культурное наследие впечатляло художников, поэтов, путешественников и знаменитых людей во все времена. История несчастной любви Ромео и Джульетты разворачивается в двух вполне определённых точках города — доме Джульетты и её могиле.
Дом построен в XIII в. Это дом-башня, долгое время находившийся в собственности семейства Даль Каппелло, чей герб — головной убор — выбит с внутренней стороны входной арки, обращённой во двор. На фасаде здания — знаменитый балкон, с которого Джульетта якобы говорила с возлюбленным. Дом можно посетить: внутри представлена правдоподобная реконструкция дома XV в., распределённая по нескольким этажам; стены украшены отреставрированными сейчас фресками, а кроме них в интерьере выделяются скамьи с резными ящиками, кирпичные камины и другие детали.
В глубине двора установлена статуя Джульетты работы Нерео Костантини. Сюда каждый год приходят тысячи туристов со всего мира.
Античный театр
Сегодня от римского театра, построенного на склоне холма Сан-Пьетро ближе к концу I в. до н.э., остались лишь места для зрителей и трибуна, а также отдельные арки и внушительные фрагменты сцены. На руинах театра в средневековье строились новые гражданские и религиозные здания. Расчистка памятника началась в 1834 г.
В верхней части театра, в помещении бывшего монастыря Сан-Джироламо, располагается Археологический музей. Он был учреждён в 1924 г. В экспозиции представлены сотни предметов, найденных в Вероне и окрестностях, а также материалы из городских коллекций. Многие вещи хранятся в запасниках и показываются лишь на отдельных выставках.
Башня Ламберти
Башня Ламберти построена из туфа, кирпичей и мрамора в Средние века. В 1464 г. она была отреставрирована, а в 1779 г. на башне установили большие часы. Её высота — 84 м. Башня знаменита двумя своими колоколами — Ренго и Марангоной; первый собирал городской совет или призывал горожан к оружию, а второй отбивал часы или предупреждал о пожаре.
На башню можно подняться по лестнице или на лифте. Оттуда открывается великолепный вид на старый город и окрестности Вероны.
Кафедральный собор
Хотя веронский собор расположен на маленькой и строгой площади, это самая красивая и богатая церковь города. Изящный храм Успения Богородицы на месте раннехристианской базилики, возвышающийся над крышами домов исторического центра, был освящён папой Урбано III в 1187 году.
Хотя веронский собор расположен на маленькой и строгой площади, это самая красивая и богатая церковь города. Изящный храм Успения Богородицы на месте раннехристианской базилики, возвышающийся над крышами домов исторического центра, был освящён папой Урбано III в 1187 году.
В течение последующих столетий он подвергался многочисленным переделкам с целью его расширения и украшения. В середине XV века его нефы увеличились в высоту, добавился позднеготический фасад. В XVI в. архитектор Микеле Санмикели спроектировал колокольню собора. В XVIII в. боковые капеллы Сантиссимо-Сакраменто и Мадонна-дель-Пополо были переделаны в стиле барокко, а в 1880 г. был создан новый мраморный пол. Возведение кампанилы возобновилось в 1913 г.
Фасад собора делится на три части треугольными контрфорсами. Здесь причудливо соединяются готика и романика: это архитектура цветов, доминантой которой является великолепный двухуровневый протир. В нижней части его поддерживают витые колонны, которые опираются на крылатых грифонов. На колоннах покоятся полукруглые арки с растительными орнаментами, сценами охоты и фигурами святых по бокам.
В верхней части мы снова видим полукруглую арку с тимпаном над ней и арочками, которые опираются на восемь колонн. На великолепном портале высечены пророки и звери, а в верхней части его украшает люнет с разноцветным барельефом, изображающим Мадонну на престоле с младенцем, окружённую волхвами и пастухами, прибывшими взглянуть на него.
Ещё выше легко заметить модификации XV-XVI вв., когда здание было надстроено, на фасаде появилась пара больших двойных окон-бифор, роза посередине, окружённая слепой лоджией с восемью копиями маленьких колонн, а ещё выше — последний уровень с гербом кардинала Агостино Вальера, который был епископом Вероны на протяжении трёх десятилетий (с 1565 по 1599 гг.) и важным членом конгрегации римской инквизиции.
Эногастрономия
Кулинарная традиция Вероны основана на двух столпах: традиционных местных продуктах и фантазии поваров. Одно из самых известных местных блюд, «ньокки», когда-то было пищей простых людей. Днём «ньокки» считается «жирная пятница», когда эта картофельная клёцка становится королевой веронского карнавала. Из первых блюд стоит отметить тортеллини-ди-валеджо-суль-Минчо, биголи с уткой, ризотто с фаршем «тастасал».
Тортеллини с трюфелем
Рис «аль-тастасаль»
Биголи с уткой
Виноградники в долине Вальполичелла
Как добраться
На самолёте
На самолёте: аэропорт Катулло/Виллафранка находится в 12 км от центра Вероны. Он соединён железнодорожным сообщением с вокзалом Порта Нуова. Из аэропорта летают ежедневные рейсы в Милан, Рим и другие города Италии и Европы.
На поезде
Главный вокзал Вероны называется Верона Порта Нуова. Здесь пересекаются главные железные дороги страны: Милан-Венеция и Рим-Бреннеро. Также с этого вокзала идёт ветка Верона-Мантуя-Модена.
На автомобиле
В Верону ведут две автомагистрали, А4 Турин-Венеция и А22 Бреннеро.
Контакты
Отдел туризма провинции Верона.
Туристическое продвижение Verona Tutto Intorno.