История
Город был основан около VI в. н.э. племенем венетов, спасавшихся на островах лагуны от нашествий варваров. Сегодня Венеция стоит на 118 островках, связанных между собой мостами и разделённых каналами, по которым скользят гондолы. Кажется, что город мирно покачивается на водах лагуны, образуя вместе с ней незабываемый пейзаж, чья красота вдохновляла многих художников, таких как Каналетто, Гварди или Тернер.
Около 1000 г. н.э. Венеция уже обрела статус крупного политического субъекта, центра культуры и торговли, превратившись в один из наиболее могущественных городов Европы.
О величии и великолепии морской Венецианской республики нам и сегодня напоминает множество несравненных памятников архитектуры: роскошные ансамбли площадей, палаццо и церкви, где хранятся вечные шедевры Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Веронезе и многих других.
В XVIII в. Венеция входит в число самых изысканных городов Европы, оказывая мощнейшее влияние на искусство, архитектуру и литературу эпохи, однако для города этот период — время заката и неотвратимого упадка. Более тысячи лет город сохранял свою независимость — и вот, 12 мая 1797 г., Наполеон Бонапарт вынуждает дожа Людовико Манин и Большой Совет Республики отречься от власти, и провозглашает «Временное правительство Венецианского муниципалитета».
В наши дни Венеция — это один из главных туристических центров всей Италии, куда каждый год приезжают тысячи людей со всего мира.
Что посмотреть
Венеция настолько богата памятниками, что совершенно невозможно перечислить даже половину её красот. Вот лишь частичная подборка памятников, которые мы рекомендуем обязательно осмотреть.
Площадь и Собор Сан-Марко
Площадь Сан-Марко издавна является центром Венеции. Многие века она оставалась воплощением баланса между политической и религиозной властью в Республике; кроме того, именно здесь происходил ряд важнейших событий в истории всего города. Сегодня площадь живёт в непростой ситуации: ей приходится балансировать между своей тысячелетней историей, о которой рассказывают её памятники архитектуры и её бесценные красоты, и реальностью настоящего, в которой пьяцца Сан-Марко — одно из самых знаменитых и популярных мест на планете, что не всегда служит ей хорошую службу из-за хаотичного туризма и тех людей, которые не относятся с должным уважением к исторической и культурной ценности этого места.
Богатство её истории, величественная красота фасада и интерьеров делают базилику Сан-Марко, где многие века работали лучшие мастера Италии и всей Европы, уникальным памятником. Византийский стиль, который характеризует здание храма, наиболее ярко воплощён в огромных мозаиках, иллюстрирующих житие святого Марка, а также сцены из Ветхого и Нового Завета.
Величие и могущество Венеции её правители стремились отразить символически, украшая базилику всё новыми и новыми предметами искусства, которые привозили сюда отовсюду в течение многих веков.
Мягкий свет, проникая в помещение церкви с высоты, словно бы отделяет земной мир от горнего, сияющего на сводах мозаичной позолотой. Обязательно стоит подняться на колокольню Сан-Марко — лучшую точку, с которой можно насладиться видом на весь город; это панорама, которая нескоро изгладится из вашей памяти.
Дворец Дожей
Венецианский Дворец Дожей — шедевр готического искусства. Это грандиозный архитектурный комплекс, состоящий из множества построек и декоративных элементов. Он вобрал в себя и фундамент первоначальных зданий, и корпуса XIV-XV в., и значительные добавления эпохи Возрождения, и роскошные переделки периода маньеризма.
Можно выделить три основных здания, которые поглотили предыдущие постройки, сделав их единым целым. Самое древнее из них — это крыло, которое обращено к лагуне и было перестроено в 1340 г.; именно здесь находится Зал Большого Совета. Зал Голосований находится в крыле, выходящем на площадь (это бывший Дворец Правосудия), которое в нынешнем виде ведёт отсчёт своей истории с 1424 г. Наконец, противоположное крыло, оформленное в стиле Ренессанса, включает в себя резиденцию дожа и различные залы органов власти; оно перестраивалось между 1483 и 1565 гг.
Вход в дворцовый комплекс для посетителей организован через «Пшеничные ворота» (Porta del Frumento); такое название они получили от ведомства фуражного зерна, располагавшегося неподалёку. Ворота расположены под портиком в самом центре фасада XIV в., который выходит на залив Сан-Марко.
С окончанием истории Венецианской Республики, которая пала в 1797 г., Дворец Дожей — символ и сердце политической и административной жизни города — приобретает иные функции. Венеция переходит из рук французов к австрийцам и в конце концов в 1866 г. входит в состав Итальянского королевства. Во дворце всё это время работают различные органы администрации, а с 1811 по 1904 гг. сюда же переезжает Национальная библиотека Святого Марка и другие крупные культурные учреждения города.
В конце XIX в. здание дворца приходит в очевидный упадок, и тогда итальянское правительство выделяет значительные средства на капитальную реставрацию комплекса. Многие из капителей портика XIV в. демонтируются, реставрируются и отправляются в музей и заменяются копиями; сегодня они выставлены здесь, в той части экспозиции, которая рассказывает о строительстве самого дворца (Museo dell’Opera). Что же касается учреждений, то все они, за исключением государственного Отдела по охране памятников (он располагается здесь по сей день, только теперь называется Главное управление природного и архитектурного наследия Венеции и лагуны). В декабре 1923 г. государство, которому принадлежит здание дворца, передало управление им в руки городской администрации в качестве открытого для публичного осмотра музея. С 1996 г. Дворец Дожей — полноценная часть музейной системы Венеции.
Арсенал
Венецианский Арсенал занимает весьма немалую площадь островного города; это — сердце местной судостроительной индустрии ещё с XII в. Его создание и история связаны с периодом наибольшего процветания Светлейшей Республики: благодаря великолепным судам, построенным здесь, ей удалось дать отпор турецкому флоту в Эгейском море и обеспечить себе контроль над маршрутами, ведущими на север Европы.
Венецианский арсенал на многие века опередил современную идею фабрики как производственного комплекса, где специализированные работники последовательно выполняют отдельные операции по сбору некоего изделия в рамках производственной цепи, используя при этом стандартизованные компоненты. Это самый значительный пример крупного производственного комплекса с централизованной структурой во всей истории доиндустриальной экономики.
Арсенал простирался на 46 га, а количество работников (их называли «арсенальщиками», arsenalotti) в периоды полной производственной загрузки достигало в среднем 1500-2000 человек в день (в книге учёта работников пиковые отметки составляют 4500-5000 зарегистрированных), то есть от 2 до 5% всего населения города, которое в то время составляло порядка 100 000 человек. Сегодня просторные помещения канатных цехов Арсенала используются в качестве одного из выставочных залов венецианской Биеннале, а также для ряда производственных работ малого судостроения и других небольших мастерских. На территории комплекса работают различные предприятия и организации, здесь присутствуют учреждения, которые в той или иной роли организуют и поддерживают начинание, направленные на реквалификацию Арсенала в качестве военного объекта, производственной площадки, выставочной среды или площадки для различных спектаклей или концертов, а также объекта жилой застройки.
Гетто
Сам термин «гетто» имеет венецианское происхождение: стекольные мастерские, располагавшиеся именно там, где в средние века селились первые евреи из Германии, назывались на местном наречии «джетто», а окончательно слово сформировалось благодаря особенностям гортанного произношения переселенцев. В Венеции гетто находится в сестьере (одном из шести кварталов) Каннареджо, неподалёку от железнодорожного вокзала, чуть в стороне от наиболее популярных среди туристов маршрутов. Здесь царит атмосфера старины, а неповторимый облик кварталу придают улочки и крошечные площади с высоченными по местным меркам домами, изрядно потрёпанными временем; именно ради этой уникальной атмосферы сюда обязательно стоит заглянуть. .
Прогуливаясь по этим улочкам и площадям, вы заметите, что квартал до сих пор хранит небольшой центр еврейской жизни. Отправной точкой для визита сюда является Еврейский музей, где также можно записаться на экскурсию по памятникам гетто; на сайте музея в Интернете вы найдёте массу информации как исторического, так и практического характера, а также карту гетто. Можно посетить пять здешних синагог, столь же строгих и сдержанных снаружи, сколь роскошных внутри, или познакомиться с неповторимыми деликатесами еврейско-венецианской кухни
Большой Канал (Канал-Гранде)
Большой Канал, или «Каналассо», — это главная водная магистраль Венеции. Канал имеет почти 3 800 метров в длину и пересекает весь город, деля его на две части. Каждую из сторон канала украшают нескончаемые палаццо XII-XVII вв., свидетельствующие о богатстве и великолепии искусства Венеции.
Этот путь был центральной торговой дорогой Венецианской республики вплоть до окончания средних веков. Сегодня через него переброшены 4 моста, каждый из которых построен в разное время. Самый недавний — это Мост Конституции (его называют Мост Калатравы по имени архитектора), открытый 11 сентября 2008 г. и связывающий площадь пьяццале-Рома с вокзалом Санта-Лючия. Следующий мост совсем близко от него — это Понте-дельи-Скальци, он находится рядом с вокзалом. Далее вы увидите Риальто — вне всякого сомнения, самый известный и главный мост, который когда-то был построен из дерева и раскрывался, чтобы пропустить парусные суда Республики, поскольку район вокруг Риальто также был городским портом. Последний мост на нашем пути — это деревянный мост Академии, который кажется временным, но имеет огромное значение, связывая кварталы Дорсодуро и Сан-Марко.
Однако эти 4 моста — не единственный способ пересечь Канал-Гранде: к вашим услугам переправа на гондоле, которая за небольшие деньги позволяет вам перебраться на другой берег. Большой Канал заканчивается на Сан-Марко, где нашим глазам предстаёт великолепный залив.
Мост Риальто
Этот каменный мост на сваях, завершённый в 1588 г. и построенный на месте деревянного, который когда-то, раскрываясь, позволял парусным судам доходить от залива Сан-Марко до северо-западных районов города. Мост спроектировал Антонио Да Понте, и до 1854 г. он был единственным мостом, соединявшим два берега Большого Канала.
В ширину Риальто составляет 22 метра, в длину — 48; это одноарочный мост (высота арки — 7,5 м), увенчанный аркадой меньшей высоты. По нему проходят три параллельные лестницы: центральную отделяют от боковых двойные аркады, по обе стороны занятые лавками, которые делают мост особенно живописным.
Ещё район вокруг Риальто знаменит своим рынком, который работает каждый день в квартале Сан-Поло у подножия моста. Венецианцы ходят на рынок преимущественно по утрам: в это время здесь очень оживлённо, снуют туда-сюда люди и лодки, и атмосфера также делает это место любопытным и привлекательным.
Мурано
Мурано – это небольшой остров в Венецианской лагуне, куда приезжают туристы со всего мира, чтобы полюбоваться творениями и работой местных стеклодувов, двери мастерских которых обычно открыты для всех. Венецианцы называют Мурано «огненным островом» из-за множества печей стеклодувов, переселившихся на остров, чтобы не подвергать город опасности пожара. На самом деле Мурано – это несколько небольших островков, разделённых каналами, с перекинутыми через них мостами. Старинное название острова – Амураниум – было дано ему беженцами из сожжённого варварами города Альтино, в память об одних из ворот своего города.
Муранский музей стекла находится в палаццо Джустиниан, где собрана большая коллекция предметов из стекла начиная с Древнего Рима и заканчивая нашими днями. Сегодня магазины и мастерские стеклодувов в основном находятся вдоль Фондамента деи Ветраи (ит. «набережная стекольщиков»). Здесь делают стеклянные украшения, вазы, бусы и бижутерию.
Муранский музей стекла находится в палаццо Джустиниан, где собрана большая коллекция предметов из стекла начиная с Древнего Рима и заканчивая нашими днями. Сегодня магазины и мастерские стеклодувов в основном находятся вдоль Фондамента деи Ветраи (ит. «набережная стекольщиков»). Здесь делают стеклянные украшения, вазы, бусы и бижутерию.
Из памятников архитектуры стоит обратить внимание на Базилику Санти-Мария-э-Донато, ровесницу базилики Сан-Марко. В её великолепной апсиде с портиками сохранился в первозданном виде красивейший пол в венецианско-византийском стиле, выполненный из мраморно-стеклянной мозаики, элементы которой были изготовлены одними из первых стекольных мастерских острова.
Бурано
Кружева, разноцветные дома и рыбацкие лодки, возвращающиеся с лова – вот основные черты Бурано, живописного островка на севере Венецианской лагуны. Когда-то яркие цвета домов могли рассказать о том, кому он принадлежит, а сегодня разноцветные домики стали визитной карточной острова, очаровывая приезжающих сюда туристов. По легенде, яркие цвета домов также помогали рыбакам вернуться из моря во время нередких здесь зимних туманов. Пришвартованные у берегов и вдоль каналов лодки свидетельствуют о том, что рыбная ловля и сейчас остаётся одним из важнейших видов хозяйственной деятельности острова, равно как и судостроительство. В характерных доках современные мастера-ремесленники делают весельные лодки.
Сердце острова – площадь Бальдассаре Галоппи, построенная на месте засыпанного землёй канала, на которой построена единственная церковь на острове, Сан-Мартино, где хранится «Распятие» работы Тьеполо. Бурано, хранитель истории и венецианских традиций, – это место, где обязательно стоит побывать. Не забудьте попробовать традиционное печенье «буссолаи», имеющее форму бублика.
Что попробовать
С самого начала основой благосостояния Венеции, еще до расцвета туризма, была торговля. А это означало, что в кухню региона попадали продукты не только с Апеннинского полуострова, но и из других концов света: например треска, продукт, характерный для региона Балтийского моря. Другие традиционные рецепты восходят к глубокой древности. Считается, например, что традиционное венецианское блюдо – печень по-венециански – римского происхождения. И, конечно же, в Венеции вы непременно найдете пасту, но в особенном варианте: здесь её готовят с фасолью, и называется это блюдо «паста-э-фазои».
Баккала
Печень по-венециански
«Паста-э-фазои»
Как добраться
На самолёте
Международный аэропорт Венеции «Марко Поло» и Туристический аэропорт «Джованни Ничелли»
На поезде
Станция Венеция Санта Лючия и Станция Венеция Местре
Морем
Порт Венеции – шестой по размеру в Италии по объёму коммерческих перевозок. Пассажирский порт называется Стационе Мариттима (куда причаливают паромы из Греции, Турции и большие круизные лайнеры). Яхтенный порт называется Рива деи Сетте Мартири.
Контакты
Центр информации для туристов. Ежедневно 09.00 – 16.00
Тел. +39 041 5298711
Email: [email protected]
Link utile: Turismo Venezia