Поиск
Поиск

Выходные в Удине

Удине — это небольшой город в северной Италии с венецианским шармом и старинными палаццо. Здесь есть несколько замечательных площадей, замок на холме, откуда открывается вид на крыши городских домов, горы и Адриатическое море на юге.

 

В XVIII в. в Удине жил и работал художник Джамбаттиста Тьеполо; именно здесь он достиг своей творческой зрелости. Его шедеврами сегодня можно полюбоваться в галерее Тьеполо (в Патриаршем дворце), в кафедральном соборе, в церкви Непорочности.

Удине в наши дни — это город, открытый инновациям, хотя традиционное представление о нём строится вокруг старинных таверн и остерий, где местные жители наслаждаются бокалом вина («тают») в атмосфере дружеского пира.

Фриульские деликатесы, культурные мероприятия и традиционные праздники, музеи на любой вкус — всё это готов предложить вам Удине.

 

Что посмотреть

Площадь Свободы (Piazza Libertà)

Пьяцца-Либерта́ — самая древняя площадь Удине. Это сердце города, откуда начинаются многие экскурсионные маршруты, посвящённые его истории и культуре. Архитектурный ансамбль площади состоит из гармонично сочетающихся построек эпохи Возрождения; некоторые даже считают, что пьяцца-Либерта́ — самая красивая площадь в венецианском стиле за пределами лагуны.

Площадь Свободы

Площадь находится у подножия холма, на котором стоит замок Удине; её название неоднократно менялось. В средневековье площадь называли винной: здесь располагался соответствующий рынок. В 1350 г. её переименовали в площадь Коммуны, потому что здесь находилось здание городского совета. В 1550 г., когда город уже под властью Венеции, площадь получает имя одного из наместников Светлейшей, Контарены, а в 1866 г., когда вся область Фриули входит в состав Итальянского королевства, её нарекают в честь Виктора Эммануила II. Сегодняшнее же имя появилось лишь после Второй мировой вонйы.

Удине. Площадь Свободы и Лоджия Лионелло © Pecold / Shutterstock.com

Площадь Свободы украшают несколько интересных зданий. Например, Лоджия Лионелло — элегантное палаццо в стиле венецианской готики, облицованная белым и розовым мрамором. На противоположной стороне площади, на возвышении, вы увидите портик и часовню Сан-Джованни. Они построены в 1533-1535 гг. по проекту Бернардино да Моркоте; сейчас часовня посвящена всем павшим в битвах за Италию.

Рядом стоит часовая башня, построенная Джованни да Удине в 1527 г. и украшенная статуями двух мавров. А ещё дальше — Арка Боллани, возведённая по проекту Андреа Палладио. Рустованная арка со львом святого Марка наверху ведёт прямо к городской цитадели. Между Лоджией Лионелло и Аркой Боллани в 1819 г. был установлен памятник миру: его здесь разместили по воле Наполеона, чтобы отметить подписание трактата в Кампоформидо.

Удине. Площадь Свободы на Рождество © FRANCO CELANT / Flickr.com

На противоположном от памятника краю площади расположен монументальный ренессансный фонтан работы Каррара. Также на площади стоят две колонны: святого Марка (установлена 1539 г.) и Правосудия (1614 г.). А между колоннами, лицом к Лоджии Лионелло, размещены две статуи Геркулеса и Какуса (местные ласково называют их Флореан и Вентурин).

 

Кафедральный собор

Кафедральный собор Удине — это главная и самая впечатляющая церковь города. Он находится на пьяцца-Дуомо, в нескольких шагах от главных улиц старого города.

Фасад собора © milosk50 / Shutterstock.com

Строительство храма началось в 1236 г. по воле патриарха Бертольдо на метсе церкви Сан-Джироламо. В 1257 г. здание храма освящают в честь святого Одорико. В 1335 г. собор расширяется: патриарх Бертрандо ди Сан Дженезио начинает строительство капеллы Благовещения, и всё здание получает имя Санта-Мария-Маджоре. В XIV в. достраивают боковые капеллы, а в XVI в. Доменико Росси и Абондио Стацио переделывают весь собор в стиле барокко.

Интерьер собора © Aconcagua / Wikimedia Commons

В XX в. фасаду возвращают облик XIV в., и этим сочетанием романики и готики можно любоваться по сей день. На фоне кирпичного фасада выделяется портал Искупления, чей декоративный аппарат отсылает к ряду ключевых для христианской религии тем.

Рядом с собором высится мощная колокольня, построенная Кристофоро да Милано в 1441 г. По задумке автора, она должна была быть изящной и высокой, а на верхушке должна была стоять статуя Мадонны, так чтобы она доходила по высоте до колокольни замка со статуей ангела; в результате в небе над городом получилось бы символическое Благовещение.

На первом этаже колокольни обустроен музей собора, посвящённый личности блаженного Бертрандо ди Сан Дженезио.

Интерьер собора. Центральный неф © Aconcagua / Wikimedia Commons

В интерьере собора господствует стиль барокко. Выделяется величественный пресвитерий и шедевры ряда ведущих живописцев мира. В капелле Сантиссимо хранятся полотна Тьеполо. Кроме того, церковь украшают работы Порденоне, Пеллегрино да Сан Даниеле, Торретти (учителя Кановы), Доменико да Толмеццо, Дориньи.

 

Ораторио-делла-Пурита

Ораторий расположен с южной стороны собора Удине. Он был обустроен на месте театра XVII в. Театр, предназначенный для развлечений и далёкий от духовной жизни, не особенно нравился патриарху Даниэле Дельфино, который считал его местом «мира и роскоши». А поскольку находился он совсем рядом, патриарх решил купить его и переделать в религиозное учреждение.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Вознесение Богородицы». Деталь фрески © Mattana / Wikimedia Commons

В нижней части была создана церковь, в верхней — ораторий для девочек. Интересен интерьер помещений, над которым работал Джамбаттиста Тьеполо и его сын Джандоменико. Первый написал «Непорочную Деву Марию» для главного алтаря церкви и «Вознесение Богородицы» на потолке в окружении «Ангелов во славе». Тьеполо-младший расписал стены сценами из Библии.

Джандоменико Тьеполо. «Девушки Израиля встречают Давида-победителя»
© YukioSanjo / Wikimedia Commons

В церкви также можно полюбоваться купелью работы Джованни ди Бьяджо да Дзульо (1480 г.), которую сюда перенесли из собора.

 

Дворец архиепископа

Палаццо Арчивесковиле, или Дворец архиепископа, на площади Пьяцца Патриаркато, — несомненно, самый знаменитый памятник Удине. Он находится совсем неподалёку от площади Примо Маджо, в нескольких шагах от исторического центра города.

Патриарший дворец. Джамбаттиста Тьеполо. «Рахиль прячет идолов» © Wikimedia Commons

Первоначально Палаццо был построен в XVI веке, когда патриархи Аквилеи решили переехать из замка Удине в какое-нибудь другое здание города. Затем его перестраивали в XVIII веке по проекту архитектора Доменико Росси, назначенного патриархом Дионисием Дельфино. В 1708-1725 гг. было пристроено крыло с библиотекой и овальная лестница. Центральный корпус был надстроен при реализации входного портала, были закончены работы в северном крыле здания и на парадной лестнице.

Дворец патриарха, или архиепископа, с 1995 года стал Епархиальным музеем церковного искусства, знаменитый своими Галереями Тьеполо. В нём выставляются художественные произведения из многих местных церквей, а его стены украшены ранними фресками Джамбаттисты Тьеполо, датируемые 1726-1729 гг. Дворец архиепископа – одна из самых знаменитых жемчужин архитектуры и искусства города Удине.

Патриарший дворец. Джамбаттиста Тьеполо. «Падение восставших ангелов» © Wikimedia Commons

На потолке входного зала можно полюбоваться великолепной фреской «Низвержение падших ангелов». В Гостевой галерее находятся фрески знаменитого художника с библейскими сюжетами, а потолок Красного зала занимает «Суд царя Соломона».

Интерьеры других залов дворца не менее драгоценны. Жёлтый зал украшен тонкой лепниной, а Голубой зал – гротесками Джованни да Удине. Обязательно осмотрите библиотеку Дельфино, где хранятся старинные манускрипты, инкунабулы и висят картины Николо Бамбини.

 

Замок

Вход в замок Удине осуществляется с Пьяцца Либерта через арку Боллани, увенчанную венецианским львом. Она была построена в 1556 году знаменитым архитектором Андреа Палладио.

Замок Удине

Перед тем как подняться на вершину холма, обойдя по ступеням справа портик Липпомано (1487 год), вы увидите церковь Санта-Мария-ди-Кастелло, интерьер которой украшен бесценными фресками разных веков.

На вершине колокольни установлена фигура бронзового ангела, поворачивающаяся в зависимости от направления ветра. Замок находится на вершине моренного холма. В разные эпохи он был главной резиденцией гастальдов, патриархов и назначенных венецианцами правителей.

Подъём к замку © Foto Fabrice Gallina / Regione Friuli-Venezia Giulia

Современное, недавно отреставрированное здание замка было построено 1511 году на месте разрушенного. Самая интересная часть замка — Салон Парламента, стены которого богато украшены фресками, а кессонный потолок – многочисленными рисунками.

 

Каза-Каваццини

Каза-Каваццини находится в историческом центре Удине. Это перестроенное здание XVI века, ставшее новым ковчегом для искусства города.

Дом Коломбатти-Каваццини выходит фасадами на виа Саворньяна и виа Кавур, напротив здания городского муниципалитета. Его перестройка и реконструкция была поручена архитектору с мировым именем Гае Ауленти.

Площадь музея составляет 3500 кв. м, распределённых по трём этажам, соединённых двумя лифтами и двумя парадными лестницами. Одна из них недавно построенная, а вторая сохранилась с XIX века. Архитектору удалось подчеркнуть две зоны, сделав их видимыми и наделив особым эстетическим и архитектурным смыслом: великолепную ёмкость-цистерну в венецианском стиле XVI века и зал для коллекции посуды начала железного века (вторая половина VIII век до н.э.), самого старинного собрания музея.

Мебель Moroso в музее © domusweb.it

Во время реставрационных работ в Каза Каваццини были обнаружены великолепные фрески Афро Базальделлы, а также произведения художников второй половины XIV века. Светские сюжеты фресок имеют важное значение для изучения готической живописи Фриули.

Экспозиция музея © udinevicina.it

Сейчас в здании Каза Каваццини расположился Музей современного искусства, экспозиция которого находится на втором и третьем этаже. Здесь можно полюбоваться коллекцией Астальди, подаренной Городскому музею Удине Марией Луизой и Санте Астальди в 1982 году. В неё входят полотна таких художников, как Де Кирико, Савинио, Де Пизис, Карра и Сантомазо; коллекция FRIAM, состоящая из 113 произведений видных современных американских художников, таких как Виллем Де Кунинг, Карл Андре и Фрэнк Стелла, подаренных городу самими авторами после землетрясения, разразившегося во Фриули в 1976 году. Здесь же представлены творения братьев Дино, Мирко и Афро Базальделлы в комнате хозяина дома, Данте Каваццини, который в 1938 году заказал молодым Афро и Мирко Базальделла, а также Коррадо Кальи фресковую роспись стен.

В музее также проходят великолепные временные выставки.

 

Кухня

В местной кухне используются простые и традиционные продукты. Сильно выражена сезонность; особый упор на натуральные ингредиенты, благодаря горному климату приобретающим более насыщенный вкус.

Полента из кукурузной муки

Полента на доске © Foto Alessandro Castiglioni / Regione Friuli-Venezia Giulia

Кукурузную муку смешивают с водой в медной кастрюле и отваривают в течение часа. Это самый простой, народный способ приготовления злаков, помимо хлебопечения или приготовления пасты (макаронных изделий). До того, как в Италию была привезена кукуруза, так готовили ячмень, полбу, рожь, пшено, гречку и пшеницу.

Фрико кон полента

Фрико кон полента © ristorantecarnia.com

Фрико – это, несомненно, самое известное блюдо из всего гастрономического разнообразия Фриули-Венеции-Джулии. Это лепёшка из сыра и картофеля со сливочным маслом. Существует две разновидности – хрустящая и мягкая. В состав хрустящего фрико входит тонкий слой сыра (обычно монтазио), который обжаривают в кипящем масле. Его часто подают как закуску. Мягкий фрико готовят из картофеля, сыров различной выдержки, добавляя в состав также сливочное, оливковое масло и соль. Получается толстая лепёшка.

Кьярсонс

Кьярсонс © Foto Regione Friuli-Venezia Giulia

Кьярсонс – горячее первое блюдо, традиционное для Удине. По сути, это вареники полукруглой формы со сладкой и солёной начинкой, что создаёт непередаваемый контраст. В них кладут изюм, какао и шоколад, корицу, шпинат, зелёный лук, рикотту, варенье, добавляют ром, граппу, петрушку, галеты, яйко, молоко. Их отваривают в горячей подсоленной воде, сливают воду, приправляют маслом и копчёной рикоттой («скуэте фумаде»). Вместо свежего сливочного масла, иногда используют топлёное, которые было широко распространено в прошлом ввиду отсутствия холодильников.

Ньоккетти де Грис

Ньоккетти де Грис в бульоне © blog.giallozafferano.it

Ньоккетти де Грис – это типичное фриулийское блюдо, клёцки из манной крупы в бульоне. В кипящее молоко засыпается манка, в которое, помешивая, добавляется сливочное масло, яичный желток и мускатный орех. Хотя это блюдо считалось пищей простолюдинов, оно необычайно вкусное.

Музет э броваде

Музет э броваде © mangiarebuono.it

«Музет» – это разновидность салями из субпродуктов, а «броваде» — это гарнир из белой репы с виноградом, традиционно подаваемый к жареному и отварному мясу. С 2011 года ему даже присвоили категорию DOP. Готовят его так: небольшие ломтики репы с фиолетовым ободком вымачивают в виноградном жмыхе, а затем долго тушат в кастрюльке с оливковым маслом, лавровым листом и часто с куском жирной свинины.

Как добраться

На самолете

Международный аэропорт Ронки деи Леджонари находится в 30 км от Удине. До города ходит автобус-экспресс.

На поезде

Главный вокзал находится на виале Эуропа Унита, в двух шагах от исторического центра. Поезда ходят в главные города Италии.

На автомобиле

Проще всего добраться до Удине по автомагистрали А23 Пальманова – Удине – Тарвизио. Можно воспользоваться северным и южным съездом, Удине Норд и Удине Суд соответственно. Добираться до центра города по обеим дорогам одинаково удобно.

 

Место
Фриули-Венеция-Джулия
Ключевые слова
выходные, Удине

Похожие материалы

Куда поехать

Выходные в Павии

Ломбардия
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Неаполе

Кампания
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Падуе — часть II

Венето
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Сан-Джиминьяно

Тоскана
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Гаргано

Апулия
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Сиракузе

Сицилия
Посмотреть
Куда поехать

  Подписаться на рассылку