Поиск

Поиск

Выходные в Турине

Турин — город со своим особым очарованием: здесь бывали императоры разных государств, здесь рождались королевства, и институты государственной власти оставили здесь неизгладимый отпечаток.

 

Сегодня Турин — это мегаполис, который смотрит на собственное прошлое и делает ставку на будущее. Из небольшого городка у подножия Альп он превратился в столицу королевства и нового государства, а затем приобрёл статус столицы кинематографа и автомобильной промышленности. Одновременно строгий и роскошный, Турин выглядит как классический город XIX в., а многочисленные бары, энотеки и другие заведения, которыми усыпана его главная площадь пьяцца-Кастелло и все центральные улицы, делают его динамичным, активным и современным. Великолепен и силуэт города, окружённого впечатляющими альпийскими вершинами.

Панорама Турина © Foto Regione Piemonte

 

Что посмотреть

Палаццо Реале

Туринский королевский дворец (палаццо Реале) — это самая первая и крупная резиденция савойской династии в Пьемонте. Она находится в центре города, на площади пьяццетта-Реале, прилегающей к пьяцца-Кастелло, откуда отходят основные артерии исторического центра — виа-По, виа-Рома, виа-Гарибальди и виа-Пьетро-Микка.

Вид на Палаццо Реале от Палаццо Мадама / Shutterstock.com/ Shutterstock.com

Палаццо-Реале и окружающие его здания были центром политической власти и главным парадным дворцом династии, в котором отражалось всё великолепие савойского двора. За свою историю комплекс претерпел несколько перестроек — так, в XVIII в. его реконструкцией руководили Юварра и Альфьери, а в XIX в. — Паладжи. В результате получился уникальный образец гармоничного союза различных архитектурных стилей. Элегантность фасада XVII в. и великолепие его многочисленных и богато убранных залов — зеркало пышной придворной жизни и свидетельство многовековой истории дома Савойя.

 

Моле-Антонеллиана

Эта постройка — архитектурный символ Турина. Её строительство под руководством новарца Алессандро Антонелли началось в 1863 г. Изначально здание задумывалось как синагога; в 1878 г. город выкупил его в ещё не достроенном виде, чтобы превратить в памятник объединению страны.

Моле Антонеллиана / Shutterstock.com

Необычная форма здания — результат смелого и экстравагантного архитектурно-технического решения в духе эклектики XIX в., порождение фантазии художника-революционера Антонелли. Массивная нижняя часть, выстроенная только из кирпича, имеет квадратную планировку и размеры, превышающие параметры поставленных на неё объёмов. Над основанием возвышается огромный купол с вытянутым сводом и выпуклыми кирпичными стенами. Наружные стены купола имеют необычно малую толщину (всего 12 см) и отделены от кирпичной кладки зазором в 2 м, так что получается своего рода скорлупа. Над куполом расположена ещё одна секция, названная «часовней» (tempietto), где обыгрывается тема колоннады, заявленная внизу.

Панорамный лифт доставляет туристов к часовне, на высоту 85 м, откуда в хорошую погоду можно полюбоваться великолепной круговой панорамой города, туринских холмов и альпийских гор, чьи вершины большую часть года покрыты снегом.

Музей кино © Foto Regione Piemonte

 

Египетский музей

Это единственный в мире музей, за исключением каирского, который целиком и полностью посвящён египетскому искусству и культуре. В настоящий момент здесь выставлено около 6 500 предметов. Музей основан в 1824 г., его собрание с интересом изучали величайшие учёные, такие как Жан-Франсуа Шампольон. Поэтому Турин не без оснований считается городом, где египтология зародилась как дисциплина.

Египетский музей © Foto Regione Piemonte

Среди важнейших экспонатов музея — нетронутая гробница архитектора Кха его жены Мерит, а также храм Элесия. Огромное историческое значение имеет Туринский царский папирус, один из главных источников, из которых мы знаем о последовательности царствований египетских фараонов. В документе, написанном иератическим письмом, перечисляется их возраст и годы правления. Большое впечатление производят и статуи богинь Исиды и Сехмет, а также Рамсеса II, обнаруженные Виталиано Донати в храме богини Мут в Карнаке.

 

Палаццо Мадама

Палаццо Мадама © Alberto Masnovo / Shutterstock.com

Палаццо Мадама располагается в центре площади и имеет несколько разнородный архитектурный облик. Он как бы суммирует две тысячи лет истории Турина. Посетить это здание — значит совершить увлекательное путешествие во времени: от античного фундамента до средневековых башен и триумфа барокко, выразившегося в парадной лестнице Юварры. Участок, на котором стоит это здание, относился ещё к древнеримскому укреплённому поселению. Названием же своим он обязан французской принцессе Кристине Марии и герцогине Савойской-Немурской Марии-Джованне-Батисте, которые инициировали обновление дворца с возведением грандиозной лестницы и элегантного фасада по проекту Филиппо Юварры. В XIX в. в залы дворца вслед за придворной жизнью вошла политика: Карл Альберт отвёл его для заседаний первого созыва Королевского Сената, и именно здесь было провозглашено образование Итальянского королевства. С 1934 г. здесь располагается городской музей древнего искусства.

Лестница Филиппо Юварры © pikappa51 / Shutterstock.com

 

Собор Сан-Джованни-Баттиста и Туринская плащаница

Кафедральный собор Турина был заложен в раннехристианскую эпоху в северо-восточном углу римского поселения, недалеко от театра. В средневековье епископальный комплекс состоял из трёх церквей: базилики, посвящённой Спасителю, баптистерия святого Иоанна Крестителя (который в VII в. приобрёл статус собора) и приходской церкви Санта-Мария. Эта группа средневековых храмов была полностью разобрана в 1491 г. по воле кардинала Доменико делла Ровере, чтобы расчистить место для нынешнего здания в ренессансном стиле. Строительство велось по проекту архитектора и скульптора Бартоломео ди Франческо по прозвищу Мео дель Каприна, который учился в Тоскане и Риме, вдохновляясь великими шедеврами Брунеллески и Донателло.

Палаццо Реале и купол кафедрального собора / Shutterstock.com

Построенное им здание строится на чётких геометрических формах и имеет структуру базилики в форме латинского креста, пространство которой делится на три нефа рядами пилястров, со сводчатым перекрытием. В боковых стенах выделено пространство для капелл прямоугольной и полукруглой формы, где благородные туринские семьи и цехи размещали свои алтари. На фасаде три изящных портала, украшенных мотивами в духе античных древностей. Материал для убранства церкви по большей части брали в каменных карьерах Буссолено, и этот камень придаёт зданию светлый окрас, явственно выделяющий его среди всех прочих туринских монументов.

Туринская плащаница / Shutterstock.com

В глубине церкви помещается грандиозная капелла Сакра-Синдоне (так по-итальянски называется Туринская плащаница) — шедевр барочной архитектуры, созданный по проекту Гварино Гварини. Капелла, предназначенная для хранения савана, в который якобы обернули тело Иисуса при погребении, была серьёзно повреждена при пожаре в 1997 г. Реликвию, которая уже несколько лет до того была перенесена за главный алтарь, огонь не тронул, но из охваченной пожаром части здания её своевременно унесли.

Сегодня она хранится в развёрнутом виде в специальном герметичном футляре, наполненном инертным газом и помещённом под королевской трибуной. При выставлении плащаницы на публичное обозрение используется специальная витрина.

 

Парк Валентино

Парк Валентино / Shutterstock.com

Это самый старый и знаменитый общественный парк города, его лёгкие площадью 550 000 квадратных метров. Здесь растут великолепные деревья, проложены тропинки для прогулок и велодорожки. Сад на скалах, река, замок, средневековый городок и крепость, ботанический сад и фонтан — вот лишь несколько примечательных объектов, расположенных на территории парка.

 

Королевский дворец Венария-Реале

Грандиозный комплекс королевской резиденции Венария-Реале под Турином включает в себя здание площадью 80 000 квадратных метров и парк площадью 60 гектаров. Комплекс находится рядом с городком Венария и парком Ла-Маднрия. Это настоящий шедевр архитектуры и садово-паркового искусства, провозглашённый объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 г.

Королевский дворец Венария Реале/ Shutterstock.com

Монументальное здание резиденции являет собой один из самых выдающихся образцов барокко в истории мирового искусства. Зал Дианы, спроектированный Амедео ди Кастелламонте, торжественная Большая галерея и капелла Сант’Уберто, огромный комплекс Конюшен Юварры XVIII в., пышный декор, великолепный «Фонтан оленя» в почётном дворе — всё это прекрасно иллюстрирует экскурсионный маршрут протяжённостью почти 2000 метров, посвящённый Савойской династии и названный «Театр истории и великолепия». Этот маршрут проходит по нескольким этажам дворца.

Парк Венария-Реале © Foto Regione Piemonte

Что касается парка, то сегодня здесь прекрасно сочетаются старина и современность, археологические находки и произведения контемпорари-арта, помещённые в контекст, который не имеет аналогов среди итальянских парков с точки зрения великолепия перспектив и обширности естественной панорамы, окружённой лесами парка Ла-Мандрия, за которыми высятся альпийские вершины.

С точки зрения структуры комплекс можно сравнить с французским Версалем, построенным с учётом опыта резиденции пьемонтских монархов.

 

Линготто

Линготто — это здание завода фирмы Фиат, спроектированное Матте Трукко и открытое в 1923 г. Авангардное для своей эпохи сооружение было радикально перестроено в 80-ые гг. XX в. Всё производство было остановлено и выведено с его территории, а архитектор Ренцо Пьяно перепроектировал весь комплекс, ставший мультифункциональным пространством: теперь здесь есть торговые площади, выставочные площадки и конгресс-холл, где проводятся культурные мероприятия и коммерческие выставки.

Завод фирмы Фиат в Линготто © Claudio Divizia / Shutterstock.com

Первоначальное здание из стали и бетона — важный образец ранней индустриальной архитектуры, выстроенной в соответствии с «вертикальной» логикой — от проекта к продукту: конвейер, на котором производился автомобиль, проходил от первого этажа до крыши, где до сих пор находится необычная испытательная трасса с параболическими поворотами.

Здание рынка в Линготто / Shutterstock.com

Сегодня здесь же располагается новый концертный зал Auditorium, оснащённый суперсовременным оборудованием; его потолок можно настроить в зависимости от того, какое произведение исполняется в тот или иной момент. На крыше этого здания находится вертолётная площадка и прозрачный пузырь — оригинальная переговорная из стекла, построенная по желанию Джованни Аньелли, который, помимо прочего, разместил на постоянную экспозицию в Линготто картины из своей семейной коллекции. В районе Линготто во время зимней Олимпиады 2006 г. был построен крытый стадион для состязаний конькобежцев, а также символ соревнований, Олимпийская арка. Это 400-метровый пешеходный променад, над которым высится красная арка (высота арки — 69 м, длина — 55 м).

 

Замок Риволи

Этот замок принадлежал дому Савойя с XIV в. и был возведён в стратегической точке на пути во Францию. В XVI-XVII вв. придворные архитекторы и инженеры Франческо Пачотто, Асканио Витоцци, Карло и Амедео ди Кастелламонте переделали его под резиденцию.

Замок Риволи © Andrea Guermani / artribune.com

Витторио Амедео II решил превратить замок в загородную резиденцию по образцу Версаля и других ансамблей европейских королей. Проект был поручен архитектору Микеланджело Гарове, который также проложил новую аллею, связавшую замок с городом (1711-1712).

С 1715 г. амбициозный проект продолжил первый архитектор короля Филиппо Юварра, сделавший акцент на театральности вестибюля, парадной лестницы и залов, а также вписавший здание в более широкий пространственный контекст, связав его с визуальной перспективой базилики Суперга. Однако его замысел так и не был реализован до конца; в XIX в. здание переделали под военную казарму, и со временем оно начало разрушаться.

В 1984 г. замок отдали под музей, и он превратился в одно из главных выставочных пространств Европы, посвящённых современному искусству. Экспозиция захватила и часть 140-метрового длинного крыла, первоначально служившего картинной галереей.

 

Кухня

Туринская кухня — богатая и изысканная. Она глубоко укоренена в той земле, которая даёт для неё продукты.

Это сочетание крестьянской пищи и утончённых вкусов савойского двора — причём оба элемента всегда были открыты влиянию французской кухни. Кроме того, важно сказать, что Турин считается одним из первых городов, где родилась традиция аперитива. Здесь это ритуал, которому можно посвятить несколько минут, а можно — несколько часов, так что он превращается в замену полноценному ужину. Закуски, которые здесь подают к аперитиву, могут включать в себя и холодные, и горячие блюда.

 

«Банья-кауда»

© blog.giallozafferano.it

Это довольно сытное блюдо, которое обычно подают на первое, но иногда на дружеских ужинах оно превращается в закуску. В старину это блюдо готовили именно при дружеских встречах, так что со временем оно стало символом веселья и дружбы. Более зажиточные горожане долгое время не принимали «банью-кауду», считая её грубой пищей, не подобающей изысканному вкусу, в первую очередь из-за присутствия чеснока.

«Равиоли-дель-плин»

© Foto Regione Piemonte

Это первое блюдо из свежей яичной пасты с начинкой из мяса и овощей. Эти равиоли меньше обычных; слово «плин» на пьемонтском диалекте означает «щипок» — отсылка к движению, которое производится, чтобы завернуть фарш в равиоло. Как только тесто раскатано, начинка распределяется небольшими пятнышками по его поверхности, после чего и производится тот самый щипок, который образует небольшие «кармашки» в тесте, так что эти равиоли очень хорошо задерживают соус.ст

«Боллито-мисто»

© pensallapanza.it

Это одно из традиционных блюд пьемонтской кухни из различных видов мяса. Они готовятся одновременно и кладутся в кипящую воду вместе с луком, морковью и сельдереем, промытыми и порезанными, а также лавровым листом, небольшим количеством розмарина, зёрнышками перца, зубчиками чеснока по вкусу и щепоткой крупной соли.

«Фритто-мисто» по-пьемонтски

© fodeo.it

Крупные животные — ягнёнок, свинья или телёнок — после забоя делились в тогда ещё патриархальной семье, а субпродукты — почки, жилы, мозги, печень, яички — обваливали в панировочных сухарях и жарили на оливковом масле. Затем их подавали с кровяной колбасой в следующий праздничный день после забоя.

«Бунет»

© cucchiaio.it

Бунет имеет очень древнюю историю. Это самый традиционный пьемонтский десерт. Его название переводится как «шляпа». В старину бабушки готовили его на праздник.

«Бичерин»

© globeholidays.net

«Бичерин» (буквально «стаканчик») — это традиционный горячий безалкогольный туринский напиток, который происходит от «баварейзы» XVIII в., состоящий из кофе, шоколада и молочного крема и подслащённый сиропом. Его подают в больших круглых бокалах.
Как добраться
На самолёте

Аэропорт Турина имени Сандро Пертини находится приблизительно в 16 км от города. Также до Турина можно доехать из миланского аэропорта Мальпенса, расстояние докуда — более 100 км.

На поезде

Турин связан с главными железнодорожными вокзалами Италии и Европы, это крупный узел сообщения с Францией и Швейцарией. В Турине четыре главных вокзала: Порта-Нуова, Порта-Суза, Линготто и Стационе-Дора.

На автомобиле

Ориентировочно, для тех, кто едет с северо-востока Италии (Ломбардия, Венето, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия) или из Европы (Австрия, Германия, Словения), главные автострады — это A4 Турин-Триест и A21 Турин-Бреша. Тем, кто едет из Лигурии или с юга Франции, мы рекомендуем автостраду A6 Турин-Савона.

Отдел туристической информации: Via Garibaldi 45/a
Телефон: +39 011535181
E-mail: [email protected]

 

Место
Пьемонт
Ключевые слова
выходные, Турин

Похожие материалы

Куда поехать

10 причин посетить Турин

Пьемонт
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Тревизо

Венето
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Кампобассо

Молизе
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в городе Комо

Ломбардия
Посмотреть
Куда поехать

Мини-гид по Кремоне

Ломбардия
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Кортине д’Ампеццо

Венето
Посмотреть
Куда поехать

  Подписаться на рассылку