Сиена — город с древнейшей культурной традицией; местный университет основан 775 лет назад, а кроме него в городе есть престижная Музыкальная академия Киджи, Университет для иностранцев, Академия наук Сиены и Академия Интронати. Здесь каждый камень имеет многовековую историю; атмосфера Сиены уникальна, потому что её жители сохранили живые традиции предков — прежде всего те из них, что связаны с праздничными скачками Палио, событием, которое сиенцы каждый год проводят с неизменной энергией и энтузиазмом.
История
Первоначально на месте Сиены находилось поселение этрусков. Древние римляне основали здесь колонию под названием Сена-Юлия. В средние века Сиена — крупный и важный город; сначала её захватывают лонгобарды, затем — Каролинги; с IX по XI вв. городом управляет епископ, а в 1147 г. он становится свободной коммуной и начинает прибирать к рукам соседние земли. Эта захватническая политика с неизбежностью ведёт к противостоянию с Флоренцией; война между двумя городами то возобновляется, то прерывается вплоть до 1555 г., когда после долгой осады флорентийцы берут Сиену штурмом, в результате чего город теряет свою самостоятельность и входит в состав Великого Герцогства Тосканского, оставаясь его частью вплоть до присоединения к Итальянскому королевству в 1861 г.
Что посмотреть
Площадь пьяцца-дель-Кампо
Эта площадь издавна была и остаётся местом встреч сиенцев и ареной главного события местной жизни — Палио. Она имеет необычную форму раковины и входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пьяцца-дель-Кампо — сердце Сиены; именно здесь расположены важнейшие памятники её славного средневекового прошлого.
Палаццо-Пубблико и башня Торре-дель-Манджа
Палаццо-Пубблико на пьяцца-дель-Кампо — это главное здание Сиены, где когда-то размещались городские власти сначала сеньоры, затем подеста, а начиная с конца XIII в. — Совет Девяти). Поскольку в течение своего шестимесячного правления девять членов Совета не имели права покидать здание дворца, они достроили балкон, обращённый в сторону площади пьяцца-Меркато — так называемую «Лоджию Девяти», — чтобы иметь возможность «подышать воздухом».
Сегодня в здании находится городской музей (Museo Civico), где выставляются такие шедевры, как «Маэста» и «Гвидориччо да Фольяно» Симоне Мартини, великого художника сиенской школы, или цикл Амброджо Лоренцетти «О хорошем и дурном правлении».
Башня Торре-дель-Манджа, символ величия Сиены, является частью дворцового комплекса. Башню строили с 1338 по 1348 гг.; её отличает лёгкая и изящная архитектура: кирпичный корпус венчает каменное завершение и звонница. Название же колокольни восходит к первому звонарю, прозванному Манджагваданьи (что буквально переводится как «проедатель заработков» — звонарь якобы любил хорошо поесть). С башни открываются великолепные виды на город, оттуда можно охватить взглядом весь его исторический центр.
Кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта и крипта
Сиенский Дуомо (или собор Санта-Мария-Ассунта) находится на одноимённой площади , расположенной выше Пьяцца-дель-Кампо. Это великолепное здание в готическом стиле, украшенное множеством шедевров таких мастеров, как Донателло, Пизано и Микеланджело, а также фресками знаменитого Пинтуриккьо. Собор настолько потрясает своей красотой, что уже при взгляде снаружи производит глубочайшее впечатление.
Здание строилось с 1214 по 1263 гг. и имеет в плане латинский крест; оно увенчано не слишком выступающим куполом, а рядом высится колокольня. И экстерьер, и интерьер отделаны блоками белого мрамора, которые чередуются с более тонкими полосами чёрно-зеленоватого цвета — это цвета Сиены.
В невероятной красоты интерьере собора колонны воспроизводят мотив чередования белого и чёрного мрамора. Подняв взгляд, вы увидите бюсты сиенских религиозных деятелей прошлого.
Пол также заслуживает внимание: именно здесь вы обнаружите самые поразительные произведения искусства во всём соборе. Целых 56 сцен, высеченных в мраморе между 1369 и 1547 гг. сорока крупнейшими художниками того времени — сиенцами по происхождению, за исключением Бернардино ди Бетто, более известного как Пинтуриккио (он был родом из Умбрии). Для окончания работ потребовалось около 600 лет: последняя панель была завершена в 1800 г.
В центральной части здания, в левом трансепте, можно увидеть потрясающее «Избиение младенцев» Маттео ди Джованни (1481 г.). Художник был одержим этой темой и создал в Сиене сразу несколько картин на этот сюжет: в Палаццо-Пубблико и в церкви Санта-Мария-дей-Серви.
Среди других шедевров собора необходимо назвать великолепный баптистерий работы Донателло справа от Библиотеки Пикколомини, готическую розу Дуччо Буонинсеньи и мраморный амвон Никола Пизано.
Обязательно загляните в крипту под главным зданием собора. Здесь сохранились невероятные фрески сиенской школы XIII в. со сценами из Ветхного и Нового Завета.
Библиотека Пикколомини
Внутри Сиенского собора таится ещё одно сокровище несравненной красоты — Библиотека Пикколомини. Она создана в 1492 г. по воле кардинала Франческо Пикколомини Тодескини с тем, чтобы разместить в ней собрание ценных книг папы римского Пия II (в миру — Энеа Сильвио Пикколомини), и украшена великолепными фресками Пинтуриккио (начало XVI в.), которые рассказывают о жизни понтифика. Здесь хранятся большие антифонарии (обиходные книги) с миниатюрами XV-XVI вв.
Стены разделены на 10 сцен с самыми важными событиями в биографии Пия II: назначение посланником европейских дворов, момент, когда он приветствует нового императора и когда представляет Элеонору Фридриху III, получение кардинальского, а затем и папского сана, и многое другое.
Потолок расписан великолепными фресками: главный прямоугольник и половина свода окрашены в синий, красный и золотой цвета с фресками в стиле гротеск. Фамильный герб, как и полагается, расположен в центре; но если поискать полумесяц во всём зале и на фресках, вы внезапно обнаружите, что он здесь буквально повсюду.
Баптистерий Сан-Джованни
Баптистерий построен в 1316-1325 гг. у основания апсиды собора. Неоконченный фасад относится ко второй половине XIV в. Интерьер, завершённый в 1325 г., был дополнен замечательной скульптурой и живописью в последующем столетии.
Самое значительное произведение искусства, которое хранится в баптистерии, — это, вне всякого сомнения, знаменитая купель — шедевр раннего тосканского Возрождения, созданный по проекту, который приписывают Якопо делла Кверча. Шестиугольная купель украшена панелями из позолоченной бронзы со сценами из жизни святого Иоанна Крестителя работы всё того же делла Кверча, а также Турино ди Сано, Джованни ди Турино, Лоренцо Гиберти и Донателло. Между панелями располагаются статуи с аллегориями добродетелей (Вера и Надежда — дело рук Донателло, остальные принадлежат Джованни ди Турино и Горо ди Нероччо). Дароносица украшена четырьмя музицирующими ангелами из бронзы работы Донателло и ди Турино и барельефами делла Кверча, а выше помещается статуэтка Крестителя. Среди других важных произведений искусства в баптистерии можно отметить статуи школы Джованни Пизано, триптих с Мадонной, святыми и сценами из жития святого Стефана Андреа Ванни и Джванни ди Паоло, а также фрески Веккьетты с атрибутами веры.
Палаццо-Толомеи
Палаццо-Толомеи — это старинное здание на одноимённой площади, поблизости от главной улицы Сиены. Род Толомеи обосновался в Италии после похода Карла Великого, и в Сиене это семейство одним из первых сделало себе состояние в банковском деле, сделавшись могущественной силой. Толомеи владели башнями и замками на территории между Монтаньола-Сенезе и Мареммой.
В этой части Сиены, которая тогда находилась вне городских стен, этот род в XI-XII вв. имел замок, который свидетельствовал об их благосостоянии на тот момент. Нынешнее здание начали строить в 1205 г., что делает его древнейшей частной резиденцией, сохранившейся в Сиене; правда, верхние этажи дворца переделали после 1267 г., когда здание едва ли не разрушили гибеллины. В 1277 г. дом Толомеи стойко перенёс пожар; в 1971 г. его отреставрировали, и сейчас здесь офис флорентийского банка Cassa di Risparmio di Firenze.
Фасад палаццо из серого камня обнажает его типичные для XIII в. очертания: два этажа находятся на почтительном расстоянии друг от друга и разделены профилем, а два ряда по пять элегантных окон-бифор с арочками и сквозными отверстиями в форме трелистника облегчают массивный фасад.
Палаццо Салимбени
Палаццо-Салимбени стоит в глубине одноимённой площади. Его готическое здание построено в XIV-XV вв., а в 1879 г. оно было отреставрировано и достроено в неоготическом стиле Джузеппе Партини. Внушительное сооружение сегодня является главным офисом банка Монте-дей-Паски — одного из главных кредитных учреждений Италии, образованного в 1624 г. на основе Монте-Пио, в свою очередь возводящего свою историю к 1472 г.
Название банка связано с тем, что в качестве гарантии своих операций он брал доходы с пастбищ сиенской Мареммы, которые тогда назывались «паски» и принадлежали государству.
Трёхэтажное здание предваряется лестницей; основные элементы фасада — изящный портал с сиенской аркой, элегантные окна-трифоры в третьем этаже, вписанные в стрельчатые арки, и внушительных размеров карниз с арочками и зубцами.
В здании сохранились фрагменты древних складов Салимбени и драгоценный исторический архив банка, в котором есть работы Пьетро Лоренцетти, Сассетты, Якопо делла Кверча, Доменико Беккафуми, Риччо, Рутилио Манетти и Алессандро Франки.
Санта-Мария-делла-Скала
Больничный комплекс Санта-Мария-делла-Скала — это прежде всего один из первых госпиталей Европы, где принимали паломников, шедших по Дороге франков, и помогали бедным и брошенным детям.
Здание расположено в сердце Сиены, напротив собора, и в нём невероятным образом сохранились в целости свидетельства тысячелетней истории, включая эпоху этрусков и римлян, средние века и Ренессанс.
В этом комплексе смешиваются в единое целое изображения этрусков, усталых паломников, путников и больных, благородных господ, византийских императоров, брошенных детей и молящихся братьев. Всё это распределено по монументальным помещениям и узким коридорам, где то и дело можно неожиданно обнаружить фрески с историями из жизни, тёмные крипты, переходы, высеченные в туфе, и огромные пространства с кирпичными сводами.
Самые важные части огромного комплекса — это отделение для паломников (Pellegrinaio), старая сакристия (la Sagrestia Vecchia) с росписями Лоренцо Веккьетты, Капелла-дель-Манто (Cappella del Manto) с люнетом Доменико Беккафуми, Капелла Мадонны (Cappella della Madonna) и церковь Сантиссима-Аннунциата (chiesa della Santissima Annunziata). Кроме того, здесь проходит множество временных выставок.
Национальная картинная галерея (Pinacoteca Nazionale)
В грандиозной Национальной картинной галерее можно совершить путешествие в историю сиенской живописи с XIII по XVII вв. Её собрание — одна из самых богатых коллекций искусства Средневековья и Ренессанса во всей Тоскане. Здание галереи — позднеготическое палаццо Бонсиньори (первая половина XV в.). Разумеется, именно здесь в наибольшем масштабе представлена сиенская школа живописи. Речь прежде всего о XIV-XV вв., но в коллекции есть и шедевры эпохи маньеризма и барокко. Из представленных в собрании художников можно назвать Дуччо ди Буонинсенью, Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло, Доменико Беккафуми.
Палио
Сиена неразрывано связана со своим главным праздником — Палио, одним из самых известных исторических конных состязаний в мире. Оно проходит дважды — 2 июля и 16 августа — среди ярких цветов, пёстрой толпы, криков, на покрытой туфом главной площади города. Наездники, скачущие на лошадях без седла, бросают друг другу вызов в гонке, которая длится меньше минуты. Сиенцы ждут этого события весь год, относясь к своей истории со страстью и огромным уважением. Игра превращается в настоящую жизнь, где чередуются радость и горе, где есть место отваге и интригам, верности и предательству. Скачки включают в себя три круга вокруг площади по дорожке из туфа, проложенной по верхнему кольцу площади, нависающему над раковинообразным углублением. Стартуют всадники от участка, разграниченного двумя канатами (он называется «Мосса»); порядок лошадей на старте определяет жребий. Побеждает та контрада, чья лошадь пробежит три круга первой — со всадником или без.
Кухня
Сиенская кухня включает в себя традиционные тосканские блюда (овощной суп риболлита, запечённая свинина ариста, фасоль «алл-учеллетто»), которые здесь часто трактуют на свой лад, обильно сдабривая чесноком и душистыми травами вроде мяты и эстрагона.
Классическая сиенская паста — это «пичи»; похожие на спагетти макароны делают вручную, причём в длину они могут достигать аж трёх метров. «Современный» рецепт предписывает использовать яйца для приготовления теста, однако некогда эта паста была традиционной едой бедных крестьян, которые делали тесто из одной только муки да воды. Едят пичи на первое с рагу (из утки, дичи и т.п.) или с томатно-чесночным соусом («пичи алл-альоне»).
Среди мясных деликатесов почётное место принадлежит прошутто и салями из мяса свиней породы Чинта-Сенезе, которые отличаются белой полосой в верхней части тела. Это деревенская порода с древним происхождением (её разводили ещё в средние века); растят её на свободе или в полусвободном состоянии. Охраной и продвижением этой породы занимается Консорциум компании Чинта-Сенезе.
Также Сиена и её окрестности знамениты своими сырами. Самые известные из них — это «мардзолино», качотта краткой выдержки из овечьего молока, и пекорино «делле-Крете-сенези», овечий сыр, который делают в местности с тощими почвами и обилием душистых трав (дикая мята, тимьян, индау и др.), благодаря чему молоко получается особенно ярким на вкус. Помимо типа пастбища и навыков мастеров-сыроваров, важное значение имеет полное отсутствие молочных ферментов в производстве сыра, отчего он медленно созревает и приобретает несравненный вкус.
С вином у вас в Сиене если и будут какие-либо проблемы, то только проблема выбора. В сиенской провинции каждый год производится порядка 750 000 гектолитров вина. Большая часть приходится на пять защищённых наименований категории DOCG (Брунелло ди Монтальчино, Кьянти Классико, Кьянти Колли Сенези, Кьянти DOCG, Верначча ди Сан-Джиминьяно) и 12 наименований категории DOC, которые производятся на этих землях.
Как добраться
До Сиены несложно добраться без машины. В любом случае, попав сюда, гулять по городу лучше всего пешком
На самолёте
Ближайшие аэропорты – флорентийский (50 минут, 70 км) и пизанский (110 минут, 150 км). От Рима можно доехать до Флоренции на поезде за 90 минут, а оттуда до Сиены – опять же на поезде или на автобусе. От аэропортов Флоренции и Пизы можно доехать до Сиены прямым автобусом.
На поезде
Поезд для поездки в Сиену не очень подходит. Самые удобные варианты – это ехать из Флоренции (1,5 ч): садитесь в поезд до Пизы, делаете персадку в Эмполи; из Пизы (2 ч): садитесь в поезд до Флоренции и опять же делаете пересадку в Эмполи; и из Рима (3 ч): едете до Флоренции с пересадкой в Кьюзи.
На машине
С севера: A1 “Milano – Roma- Napoli” съезд “Firenze Impruneta”, затем Superstrada Firenze/Siena (40 мин). С юга: A1 съезд “Valdichiana”, затем развязка Bettolle-Siena S.S.326 (2 ч 30 мин)