Достопримечательности
Собор Комо
Почти четыреста лет потребовалось жителям Комо, чтобы построить свой собор. Работы начались в 1396 году, и его главный фасад – один из самых значительных примеров позднеготической архитектуры северной Италии. Собор появился на месте старой церкви и унаследовал её название, Санта-Мария-Ассунта (Вознесения Богородицы). Работы были окончательно завершены в первой половине XVIII века установкой купола, спроектированного инженером Филиппо Юварра. Но главное сокровище собора – это фасад, работы над которым шли в 1455-1486 годах. Он украшен скульптурными украшениями, главным образом работы мастерской Джованни Родари. Ему же принадлежит авторство двух статуй, Плиния Старшего и Плиния Младшего, установленных на отдельных подиумах.
Побережье вилл
UПрогуливаясь по западному берегу Комо, можно полюбоваться виллами, построенными на рубеже XVIII-XIX вв. В 1959 году администрация города закрыла прямой выход к воде их владельцам, обустроив на этом месте пешеходную улицу. Теперь все желающие прогуливаются по «романтическому променаду», наслаждаясь видами природы и элегантных вилл.
Скакки-Карминати, построенная в 1787 году по проекту архитектора Феличе Соаве, – маленькая и элегантная вилла, украшена двойной галереей, статуями и амурами.
В вилле Сапорити сейчас располагается администрация провинции. Она была построена в 1780-1793 гг. Её ещё называют «Ротондой» за полукруглый эркер главного зала, который выходит на набережную озера Комо. Проект виллы был выполнен Леопольдом Поллаком, снаружи она украшена разнообразными морскими божествами.
Следующая за ней вилла Галлия также принадлежит администрации провинции. Она была построена в 1614 году Марко Галлием на месте музея XVI века, где хранил свою коллекцию портретов знаменитых людей Паоло Джовио. В наше время эта коллекция частично представлена в городской Пинакотеке. Здание достаточно простое по структуре, украшено галереей с тремя красивыми арками.
Все эти резиденции окружены великолепными садами. Не стала исключением и следующая по счёту монументальная вилла Парравичини Ревел с итальянским садом, построенная в неоклассическом стиле. Вилла Волонте состоит из двух симметричных зданий, соединённых портиком в виде веранды, фронтоны которых украшены барельефами и статуями.
В конце «романтического променада» высится величественная вилла Ольмо, шедевр архитектора Симоне Кантони, построенная по заказу маркиза Инноченцо Одескали в неоклассическом стиле. Затем её купила семья Раймонди, а позже Висконти ди Модроне, много сделавшие для её украшения и восстановления. В 1924 году они подарили виллу городу Комо. Спереди её украшают итальянский, а сзади – английский парки. В ней часто организуют показ художественных выставок высокого уровня.
«Храм Алессандро Вольты»
«Храм Вольты» – это здание в неоклассическом стиле, построенное по проекту архитектора Федерико Фриджерио в 1928 году. Впоследствии оно было подарено городу его владельцем, Франческо Сомаини. Здание изначально было построено как новый музей для сохранившегося и воссозданного лабораторного оборудования Алессандро Вольты, знаменитого уроженца Комо. К сожалению, часть его наследия было уничтожено во время пожара в 1899 году во время выставки, посвящённой столетию изобретения батарейки. На первом этаже представлены машины, инструменты и аппараты, созданные Вольой, а в лоджии второго этажа собраны его памятные вещи, рассказывающие о его жизни, семье, участии в общественной жизни Комо.
Базилика Сан-Феделе
Базилика Сан-Феделе находится в центре города, на одноимённой площади, бывшей когда-то рынком зерна. Учёные не знают точной даты постройки базилики, 1120 год является ориентировочным. Но все сходятся во мнении, что её современная планировка основана на предыдущем строении, построенном намного раньше. На протяжении веков конструкция базилики претерпела множество изменений: в XVII веке центральный неф обзавёлся кессонным потолком, а боковые апсиды были изменены в XVI веке. Арки эмпор были заложены и на них появились фрески, картины и лепнина. В 1805 году восьмиугольный тибуриум был надстроен, а в 1807 и 1808 году были пристроены боковые капеллы. Значительные изменения фасада и колокольни осуществлялись и в начале XX века, но не всем современникам пришёлся по душе «неороманский стиль».
Парк Спина Верде
Региональный парк Спина Верде раскинулся на холмистой местности к северо-западу от Комо и представляет несомненный интерес с точки зрения природы, истории и археологии. В нём находится множество храмов, включая базилику Сан-Карпофоро, часовню Сан-Рокко а Кавалласка и Крест св. Евтихия. Эти места считаются святыми и пользуются большой популярностью у паломников.
По парку Спина Верде проходит бесчисленное количество троп. Тринадцать из них были специально оборудованы администрацией парка и как нельзя лучше подходят для маршрутов самых разных тематик (природа, панорамные виды, спорт, историко-религиозное наследие, археология). Здесь есть и средневековый замок Бараделло, и окопы первой мировой войны, по которым можно изучать историю военного дела.
Фуникулёр Комо-Брунате
Нижняя станция фуникулёра находится на площади Де Гаспери. Канатная дорога была построена в 1894 году: всего за несколько минут вы окажетесь в Брунате, который ещё называют «альпийским балконом». С него, действительно, открываются обширные и красивые панорамы.
Этот холм на рубеже XIX-XX вв. был застроен великолепными виллами в стиле либерти. Построиться здесь считалось очень престижно у местной обеспеченной буржуазии. В отделке преобладают эклектика и цветочные мотивы, характерные для той эпохи.
A у подножия холма (туда ходит автобус) находится городок Сан-Маурицио с маяком Вольты, построенный в 1927 году по проекту инженера Габриэле Джуссани по случаю столетия смерти Алессандро Вольты. На его вершину ведёт винтовая лестница из 143 ступеней. Обратно в Комо можно вернуться по одной из двух тропинок, одна из которых параллельна фуникулёру, а другая проходит через скит Сан-Донато, основанный монахами-бенедиктинцами в XV веке.
«Шёлковый путь» Комо
Маршрут начинается в музее шёлка на виа Кастельнуово, в котором рассказывается о шёлковой промышленности Комо на рубеже XIX-XX вв. Здесь вы увидите оборудование и инструменты, которые способствовали развитию текстильной промышленности и всей экономики Комо того времени.
Шёлком в Комо начали заниматься ещё в XVI веке, но лишь в конце XIX века эта отрасль заняла доминирующее положение в экономике города. Это произошло во многом благодаря деятельности Пьетро Пинкетти, основателя текстильной школы «Сетифричо», которая, к слову, находится прямо возле музея.
В залах музея последовательно рассказывается о цикле производства шёлка и совершенствовании технологии на протяжении нескольких веков. В самом Комо и его окрестностях не только осуществлялся полный цикл производства шёлка (включая его окраску, печать рисунков, нанесение различных специальных эффектов), но и выпускалось оборудование для его производства. Когда-то в Комо было полно ткацких фабрик, которые впоследствии переоборудовали под жилые дома и коммерческую недвижимость. После музея шёлка стоит заглянуть в текстильный музей на виа Черноббио (примерно в 5 км). Музей был создан, чтобы сделать общедоступной коллекцию тканей Антонио Ратти. В экспозиции музея более 3300 образцов тканей, дающих представление о развитии отрасли в XX веке. Закончить маршрут стоит покупкой сувениров и подарков в одном из исторических магазинов шёлковых тканей, расположенных в центре города и аутлетах в его окрестностях, а заодно и пополнить свой гардероб одеждой от ведущих мировых стилистов.
Кухня
Кухня Комо исторически сформировалась на основе местных продуктов (речная рыба и продукция альпийского животноводства).
Ещё одно традиционное блюдо Комо – картофельные ньокки с топлёным маслом и мясным рагу.
Как добраться
На самолёте
Ближайшие к городу Комо аэропорты:
– Мальпенса (Милан), трансфер на• «Мальпенса Экспресс» до Саронно, затем на поезде до Комо.
– Линате (Милан), затем автобусом АТМ №73, АТМ “Air Bus” до вокзалов Милана, откуда до Комо ходят поезда.
– Орио-аль-Серио (Бергамо), до вокзалов Милана из аэропорта ходит прямой автобус
На поезде
До Комо следуют поезда из основных городов северной Италии. С расписанием можно ознакомиться на www.trenitalia.it и www.trenord.it
На автомобиле
В Комо из Милана ведёт автострада А8 и А9.
Также из Милана в Комо можно попасть по бесплатному шоссе SS35
Из Варесе в Комо ведёт шоссе 342, а из Лекко – 369.