Что посмотреть
Пьяцца-Маджоре
Эта площадь — сердце города; она сложилась в результате многовековых трансформаций, после которых здесь всякий раз появлялись новые и новые здания: базилика Сан-Петронио, палаццо-деи-Нотаи, палаццо-д’Аккурсио, палаццо-дель-Подеста и палаццо-деи-Банки.
Первоначально на месте пьяцца-Маджоре было простое поле, поросшее травой. В 1200 г. власти города начали приобретать дома и земельные участки, чтобы создать площадь, которая, с одной стороны, подчёркивала бы значение свободной коммуны, а с другой, позволяла разместить на едином пространстве разнообразные аспекты жизни города (торговлю, обмен и различные услуги).
Первоначально новую площадь называли «курия-коммунис» и «платеа-коммунис»; в «Пьяцца-Маджоре» она превратилась лишь в XVI в.
Пьяцца-Санто-Стефано
Пьяцца-Санто-Стефано — это одно из самых знаковых мест в Болонье. Хотя она считается площадью, на самом деле это скорее широкий участок улицы виа-Санто-Стефано, которая ведёт к одноимённому монументальному комплексу. От него улица идёт дальше и в конце концов переходит в старинную дорогу в направлении Тосканы. Монументальный комплекс, который доминирует на площади, состоит из семи религиозных сооружений, построенных в различное время.
На площади Санто-Стефано можно оценить и красоту других зданий: слева расположен дом Берти с фресками Гаэтано Гандольфи, палаццо-Изолани и палаццо-Болоньини-Изолани (XV в.). На противоположной стороне — палаццо-Болоньини-Аморини-Салина (XVI в.).
В наши дни на этой площади часто проводятся культурные мероприятия и концерты.
Комплекс Санто-Стефано
Это самый необычный комплекс построек в Болонье, главный храм города и колыбель веры предков местных жителей. Комплекс также называют «семью церквями», а о том, как он появился, говорят разное. Кто-то утверждает, что строить его начал епископ города Петроний (впоследствии причисленный к лику святых): в 430 он якобы пожелал выстроить комплекс и поделить его на семь церквей, ансамбль которых должен был послужить символической реконструкцией мест Страстей Христовых. На это намекает и древнее название комплекса — «Sacra Hierusalem». Другие, довольно авторитетные, источники утверждают, что Петроний строил эти храмы на руинах предыдущего языческого святилища, рядом с которым впоследствии появилась копия иерусалимского храма Гроба Господня, часовня с мощами первомучеников из Болоньи Витале и Агриколы, и здания, построенные монахами-бенедектинцами в X-XIII вв.
На великолепную площадь обращены фасады церквей Распятия (справа), Крестного Пути (посередине) и святых Витале и Агриколы (слева). В церкви Распятия, лангобардского происхождения, есть крипта 1019 г. аббата Мартино, а названа она в честь висящего в центре распятия, которое приписывают Симоне-деи-Крочифисси. Второй, круглый, храм построен в XII-XIV вв. по образцу иерусалимского храма Гроба Господня; прежде именно здесь хранилась урна с мощами святого Петрония (ныне в посвящённой ему базилике).
Наконец, третья церковь — базилика с предельно простым убранством, внутри которой хранятся старинные саркофаги святых Витале и Агриколы (также интересны разнообразные капители, взятые с различных построек древнеримского и византийского периодов, и мозаичные полы VI в.).
Фонтан Нептуна
Фонтан Нептуна сооружён из мрамора и бронзы и украшает собой одноимённую площадь. Создал его скульптор-фламандец Джамболонья по проекту Томмазо Лаурети в 1563-1566 гг. Это символ папской власти: Нептун царит в водах морских, а папа — во всём мире. У ног Нептуна изображены четверо малышей, обозначающих Ганг, Нил, Амазонку и Дунай — главные реки известных тогда континентов.
Башни Гаризенда и Азинелли
Две башни — всем известный символ Болоньи. Они построены в стратегически важной точке: именно здесь в город входила древняя Эмилиева дорога. Сегодня башни стоят посреди площади (пьяцца-ди-Порта-Равеньяна), отдельно от окружающей застройки; первоначально же вокруг них было целое нагромождение деревянных сооружений и переходов.
Кирпичные башни имели важное военное значение (отсюда можно было и увидеть неприятеля задолго до его приближения, и оказывать непосредственное сопротивление осаде). Кроме того, эти величественные строения подчёркивали социальный статус соорудивших их семей. В конце XII в. в городе было около ста таких башен, но после пожаров, войн и ударов молнии уцелело лишь около двадцати. Недавно перед башнями Гаризедна и Азинелли снова установили статую святого Петрония — работу Габриэле Брунелли 1670 г., перенесённую отсюда в 1871 г., чтобы освободить место для проезда автомобилей.
Башня семьи Азинелли строится в 1109-1119 гг. и переходит в собственность городской коммуны уже в следующем веке. Её высота — 97,2 м, а уклон — 2,23 м. Внутри есть лестница из 498 ступенек, законченная в 1684 г. В основании башни в 1488 г. было обустроено небольшое помещение с зубцами для нужд гарнизона. В наши дни здесь разместились несколько ремесленных лавок — в напоминание о средневековом рынке.
Соседнюю башню Гаризенда, построенную примерно в то же время, легко узнать по меньшей высоте (всего 47 м) и сильному уклону (3,22 м), связанному с преждевременным и большим проседанием грунта и фундамента. Башню несколько раз укорачивали, а Данте Алигьери видел её в изначальном варианте и сравнил с великаном Антеем, склонившимся над ним, в XXXI песни «Ада». Основание башни получило рустованную облицовку в конце XIX в.
Улица виа-Дзамбони
Старинная улица Луиджи Дзамбони проходит по кварталу Сан-Витале в центре Болоньи и соединяет две башни с районом университета, а оттуда уходит дальше, к воротам Сан-Донато. Это самая популярная улица среди студентов Болонского университета. Она проходит через площадь Верди, где находится городской театр, и именно на ней находятся здания нескольких главных факультетов университета. Названа же улица в честь итальянского патриота XVIII в.
Библиотека Салаборса
Библиотеку Салаборса обустроили в палаццо д’Аккурсио — старинном здании коммуны на пьяцца-Маджоре, в самом сердце города.
В ходе работ по строительству Салаборсы в северной части палаццо проводились археологические раскопки. Учёные выявили там фрагменты общественных и религиозных зданий и пришли к выводу, что этот участок с самого начала был центром городской жизни. Создание Салаборсы стало частью более масштабного проекта реквалификации под названием «Городской парк площади Маджоре», который стартовал в 1999 г. В результате здание с большим крытым внутренним двором стало одной из главных культурных площадок города.
Сегодня древнюю историю здания палаццо-д’Аккурсио можно увидеть своими глазами, осмотрев раскопки с фундаментом римской базилики, стенами средневековой башни и другими элементами, которые рассказывают о многовековом прошлом этого места.
Что попробовать
Великий гастроном из Романьи Пеллегрино Артузи говорил: «Когда вы слышите о традиционной болонской кухне, окажите ей то уважение, которого она заслуживает». В самом деле, Болонья всегда считалась родиной хорошей кухни, а корни её гастрономической славы уходят в далёкое средневековье.
Хватает упоминаний о традиционных блюдах из Болоньи и в литературных произведениях. Петрарка, Боккаччо, Гвиччардини — все они хорошо отзывались о застольном мире главного города Эмилии, который недаром прозвали «Жирным» — не только за богатство кулинарной традиции как таковой, но ещё и за большие порции и особую сочность местных соусов.
Тортеллини «алла-болоньезе»
Тортеллини — это популярная в Болонье яичная паста с начинкой. Название «тортеллино» — это уменьшительно-ласкательная форма слова «тортелло», которое в свою очередь происходит от итальянского «торта» (торт, пирог). Сегодняшние тортеллини наследуют древней традиции, которая зародилась среди бедняков, которые таким образом готовили мясо, перепавшее им с застолий богатых дворян. В книге Винченцо Танары 1664 г. описываются тортеллини, приготовленные в сливочном масле. О происхождении этого блюда ходят различные легенды. Согласно одной из них, оно появилось в Кастельфранко-Эмилии, в трактире Корона: хозяин трактира, подглядывая в замочную скважину комнаты, где остановилась благородная дама, остался поражён красотой её пупка и решил воспроизвести её в виде гастрономического произведения.
Яичные тальятелле с рагу
Рагу на болонский манер — это знаменитый соус из Эмилии-Романьи. Его основной ингредиент, фарш, может содержать различные виды мяса, что, разумеется, влияет на время приготовления самого рагу.
Среди прочих вариантов этого соуса можно выделить официальный рецепт «рагу-алла-болоньезе», зарегистрированный болонской делегацией Итальянской академии кухни в Торговой палате города 17 октября 1982 г. В нём рекомендуется использовать довольно жирные куски говядины с бычьего брюха. Сегодня, впрочем, в ход часто идёт более постное мясо, чтобы соус получился менее жирным, и как следствие сокращается время приготовления. А вяленую грудинку «панчетта» часто заменяют колбасой «сальсичча» — её вкус не менее ярок, а вот жира в ней меньше.
Лучший формат пасты для рагу алла-болоньезе — это, конечно же, свежая яичная паста тальятелле, столь же традиционный продукт Эмилии. Подавая тальятелле с рагу на стол, не забудьте поставить рядом плошку с тёртым пармезаном, чтобы ваши гости могли посыпать им свою пасту по вкусу.
«Дзуппа империале»
Это первое блюдо из муки, яиц, тёртого пармезана, варёной колбасы мортаделла (по желанию), сливочного масла и мускатного ореха. Смешав эти ингредиенты, тесто раскатывают и запекают. Традиционно его подают в бульоне из каплуна. Об этом блюде упоминает и Пеллегрино Артузи в своей книге «Наука о питании и искусство приготовления вкусной еды». «Дзуппа-империале» великолепно подходит для холодного времени года.
Отбивная по-болонски
Это одно из традиционных и старинных болонских блюд, которым любили полакомиться обеспеченные жители города. Отбивная из телятины или курятины жарится на свином жире. Затем её ненадолго погружают в мясной бульон, чтобы сделать вкус более насыщенным и добавить влаги в мясо, а после кладут на сковороду, покрывают широким ломтём прошутто и щедро посыпают пармезаном из Реджо. Наконец, отбивная отправляется в горячую печь, пока сыр не начнёт плавиться. Особенно шикарным считается вариант с трюфелем. Едва мясо только вынут из печи, его посыпают «трифолой» — маленьким белым трюфелем из окрестных гор с чрезвычайно сильным ароматом. Некоторые также добавляют чуточку томатной пасты на противень перед тем, как поставить отбивную в печь.
Пьядина с сыром «скваквероне»
Лепёшка из Романьи — «пьядина» — делается из пшеничной муки, топлёного свиного жира или оливкового масла, соли и воды, а выпекается она по традиции на блюде из терракоты. «Скваквероне» — это свежий сыр кремообразной консистенции из цельного коровьего молока; он быстро созревает и похож на мягкий сыр «крешенца», хотя он менее плотный, поскольку содержит много воды. У него нет ни корочки, ни оболочки, его можно просто намазывать. Цвет — белый с оттенком слоновой гости, а вкус типично молочный, кисло-сладкий. Это один из традиционных продуктов, которые используются для начинки «пьядины».
Как добраться
На самолёте
Международный аэропорт Болоньи имени Гульельмо Маркони связывает её с главными городами Италии и Европы. Из аэропорта до центра города можно доехать за 15 минут.
На поезде
Болонья занимает особенно важное географическое положение между центральной и северной Италией и потому является крупным железнодорожным узлом. Через неё проходят высокоскоростные магистрали, а строительство нового железнодорожного вокзала позволило сделать поток поездов и пассажиров ещё более интенсивным.
На автомобиле
Через Болонью проходят основные итальянские автострады: l’Autostrada del Sole (A1); A13 для тех, кто едет из Феррары, Падуи, Венеции и Триеста, и A14 для тех, кто едет со стороны Адриатического побережья (Римини, Равенна, Анкона, Бари). Рекомендованный съезд с северного направления A1 (Милан, Турин, Генуя) — Borgo Panigale, с южного (Флоренция, Рим, Неаполь) — Casalecchio di Reno. Также через город проходят крупные шоссе: SS9 Via Emilia (Милан-Римини), SS253 San Vitale (Равенна), SS65 della Futa (Флоренция), SS 64 Porrettana (Пистойя).