С ходом времени менялась их форма и, в особенности, способы их украшения. Впоследствии керамическое мастерство развивалось в нурагической культуре, у карфагенян, древних римлян и, наконец, во времена средневековья.
Первым письменным документом, имеющим отношение к керамике на Сардинии, является устав гончаров Ористано. Из него мы узнаём, что существовала корпорация гончаров, занимавшихся массовым производством посуды. Устав запрещал вносить изменения в форму и технологию изготовления традиционных изделий. Эти предписания способствовали отставанию сардинских керамистов от остальной Италии, где посуда становилась всё более элегантной и утончённой. На Сардинии же ещё в начале XX века делали грубую и простую посуду, мало отличающуюся от античной. Впрочем, эта преемственность на Сардинии характерна и для других ремёсел. Традиционные формы изделий сформированы веками использования и, ввиду их практичности, практически не меняются с течением времени.
Первым реформатором в области керамики стал генерал Ла Мармора, который в середине XIX века выдал разрешение одному ористанскому гончару производить посуду отличной от традиционной формы. Слияние сардинской традиции с общеитальянской началось в XX веке, благодаря таким художникам как Франческо Чуза, братья Федерико и Мелькиорре Мелис, а затем Убальдо Бадас, Эудженио Таволара и Сальваторе Фанчелло. Благодаря им произошёл переход к «художественной» керамике, где каждое изделие уникально, с одновременным сохранением и обновлением традиционной технологии и канонов.
В 1919 году в Кальяри начало свою работу S.P.I.C.A. (Производственно-художественное сообщество керамистов), основанное Ф.Чузой. Оно прекратило деятельность в 1924 году, получив золотую медаль на Биеннале прикладного искусства в Монце. Также в 1919 году Ф. Мелис, ученик Чузы, совместно с Винченцо Фарчи открывает в Ассемини первую школу-мастерскую керамического искусства, переехавшую в Кальяри в 1927 году. Ещё одна школа-мастерская была открыта в Боргали Кириако Фанчелло, ещё одним учеником Чузы. Оборудование для мастерской было выполнено по чертежам С. Фанчелло, молодого художника, получившего образование в Монце, но тонко чувствовавшего сардинские традиции, сумевшего заново интерпретировать их рубленные линии и штамповку.
Таким образом, современные гончары до сих пор делают терракотовую посуду по испанским канонам XVII века. Эта посуда используется в быту и входит в приданое невест. Современные гончары заново открыли для себя и для нас традиционные формы посуды, распространённые по всей Сардинии: глиняные кувшины для воды, оплетённые фляги, крупные сотейники для тушения, тазы для теста, вазы и кувшины для домашней консервации, украшенные местными орнаментами кувшины и другая посуда для праздничных застолий. Чрезвычайно красив свадебный кувшин для воды, часть обязательного приданого невесты. Его форма и отделка меняются в зависимости от места изготовления (Доргали, Ористано или Кампидано). В любом случае, украшаются они преувеличено пышно, и цветочные орнаменты переплетаются с символическими фигурками, имеющими религиозное значение. Работа над такими изделиями сродни практически священнодействию. Выбор глины также имеет решающее значение для финального результата.
Чрезвычайно красив свадебный кувшин для воды, часть обязательного приданого невесты. Его форма и отделка меняются в зависимости от места изготовления (Доргали, Ористано или Кампидано). В любом случае, украшаются они преувеличено пышно, и цветочные орнаменты переплетаются с символическими фигурками, имеющими религиозное значение. Работа над такими изделиями сродни практически священнодействию. Выбор глины также имеет решающее значение для финального результата.
На Сардинии много мест, где можно накопать глины. Некоторые керамисты предпочитают делать это самостоятельно.
Для изделий, обжигаемых на огне, применяют красную глину. Для более тонких работ используют каолин, или фарфоровую глину. Для повседневной посуды берут серую глину. Одним из самых изящных и зрелищных инструментов для обработки этого непритязательного сырья служит гончарный круг. Для создания уникальных изделий сложной формы требуется талант и большой опыт. Для мелкосерийного производства используют гончарный пресс. Затем эту продукцию украшают тиснением, сушат, окрашивают и деликатно обжигают.
Когда-то обжиг производили в дровяных печах, но сегодня их почти не применяют из-за их пожароопасности и инерционности. Немногие сохранившиеся из них можно найти только в Ассемини. Сейчас гончары предпочитают газовые и электрические печи как более безопасные, быстрые и экономичные. Когда терракотовая заготовка готова, её покрывают красителями (обычно окислами металлов), а затем порошком, который станет эмалью. Второй обжиг трудней, чем первый. Во время него изделие не должно соприкасаться с огнём.
Раньше дверцу обжиговой печи открывали с особыми ритуалами, чтобы результат оказался удачным. Центрами керамики с самой давней историей на Сардинии считаются такие города как Ористано, Пабиллонис, Доргали, Сассари и Синискола. Массово керамику производят и во внутренних землях Сардинии. Нельзя не упомянуть город Ассемини, мастера которого удостоены премий национальных и международных конкурсов и до сих пор демонстрируют мастерское владение гончарным кругом.
Недавно Ассемини и Ористано были причислены к Ассоциции городов-производителей керамики Италии. Их традиционный промысел защищает закон 188/1990, разрешая наносить на продукцию соответствующее клеймо.