Сейчас их дело продолжает представитель третьего поколения семьи – Симоне Бесси, который провел для нас экскурсию по ателье и поведал его секреты.
Вы выросли в семье, тесно связанной с кино, каким образом это повлияло на Вас?
Бабушка Анна открыла ателье сразу после окончания Второй мировой в центре Рима, на виа Боргоньона. На протяжении 30 лет это было единственное в столице ателье, которое шило как вечерние платья, так и костюмы для сцены и кино. Лишь в 80-х годах было решено оставить мир высокой моды и сосредоточиться только на создании театральных и кино-костюмов. Я играл в прятки среди длинных рядов вешалок, я вырос в этой атмосфере, дышал этим воздухом, полным «пыли истории». Конечно, я рано начал чувствовать огромную ответственность на моих плечах, но никогда не представлял себе другой жизни и другого рода деятельности.
С какими известными костюмерами сотрудничало ателье Annamode?
Моя бабушка с молодости дружила с Мауро Болоньини, а через него познакомилась с Франко Дзеффирелли и Лукино Висконти, которые начали заказывать у нее костюмы к своим стектаклям и фильмам. Первый большой успех пришел в 1956 году – это была «Война и мир» Кинга Видора с Одри Хепберн и Генри Фондой в главных ролях. Тогда же началось длительное и плодотворное сотрудничество с Марией ди Маттейс, известным в те годы костюмером. Довелось поработать и с мэтром Пьеро Този, и с такими прославленными художницами по костюмам, как Милена Каннонеро, Джэнти Йэтс, Коллин Этвуд. Вообще, мы контактируем с кинематографистами со всего мира, в том числе из России – например, не так давно шили женские платья для сериала «Екатерина».
Трудно ли сегодня находить специалистов ручной работы, которые могли бы быть на равных с мастерами прошлого?
В нашем ателье работает 15 человек – казалось бы, всего 15, но им удается с честью выполнять самые сложные задания. Обычно художник по костюмам проводит исторические исследования и представляет нам подробные эскизы и требования к будущим изделиям. Мы, со своей стороны, можем подсказать насчет подходящих для выбранной эпохи тканей и методов их обработки, аксессуаров, фурнитуры. Например, часто приходится заниматься искусственным состариванием и загрязнением костюмов для крестьян и воинов с помощью красителей, жиров, механического воздействия, оставления на солнце после вымачивания в соленой морской воде. Конечно, есть эпохи очень «трудозатратные», чего стоят только кринолины и фижмы (у нас их тут целый зал!), но мы трудностей не боимся.
Сколько костюмов у вас сейчас хранится на складах?
Более 200 тысяч! Все вместе они образуют огромный архив, где все расположено по историческим периодам и стилям. У большинства костюмов имеется своя именная карта, где записан год создания, для какого фильма, оперной или театральной постановки, для какого актера или актрисы, для какой телевизионной передачи и т.д. Эту работу по катологизации начала еще моя двоюродная бабушка, она все прекрасно помнила, не прибегая к записям и посторонней помощи, удивительно, как это было запечатлено в ее голове – а точнее, в ее сердце. И речь идет не только об одежде, но и о великом множестве аксессуаров! Головные уборы и веера, зонтики и парасоли, доспехи и кольчуги – все храним вдали от солнечных лучей, чтобы цвет не поблек. Архив Annamode является источником вдохновения для многих молодых дизайнеров одежды, которые приходят сюда для своих изысканий и в поисках вдохновения. Фонд Annamode был создан 11 лет назад для защиты и продвижения этого уникального культурного наследия.
Могут ли люди, далекие от мира моды и кино, полюбоваться на творения вашего ателье?
Мы часто принимаем участие в коллективных выставках или же организовываем собственные. Вот сейчас, например, в тосканском городе Пьенца представлена наша персональная выставка Cinemaaddosso (дословно можно перевести «Кино на себе»). Тут можно увидеть шелковое платье, в котором Софи Лорен целует Марчелло Мастроянни в «Браке по-итальянски», костюмы 18 века для «Марии-Антуанетты» Софии Копполы, наряды Скарлетт Йоханссон и Хелен Хант из фильма «Хорошая женщина», костюмы для оскароносной «Великой красоты» Паоло Соррентино, кирасы и плащи из сериалов «Викинги» и «Ведьмак» и многое другое. Недавно мы отмечали столетие со дня рождения Федерико Феллини, поэтому особое внимание уделено блестящим платьям, принявшим участие в его новелле «Тоби Дэммит» их коллективного фильма «Три шага в бреду». Ателье для этого фильма изготовило фантастические наряды с накидками из пластика – это было революционным решением для того времени, ведь сначала даже не понимали, как швейная машинка может справиться с таким непростым материалом.
После нескольких поломок, бабушке Анне пришло в голову использовать папиросную бумагу, чтобы создать барьер между пластиковым полотном и иглой. Так обрели форму костюмы, которым при съемке аплодировал сам Феллини, так он был доволен их сценографическим эффектом.
Ваш любимый фильм, где присутствуют костюмы Annamode?
«Меч короля Артура» Гая Ричи и «История рыцаря» с Хитом Леджером. Но каждый раз любимым становится новый фильм – тот, которым мы занимаемся в данный момент. Например, сейчас мы готовим костюмы для ленты, действие которой приходится на начало 19 века, но детали я пока раскрыть не могу.