Джо Понти – один из самых известных архитекторов, дизайнеров и художников Италии, возродивший величие итальянской архитектуры в XX веке.
Понти занимался разными видами творчества, сотрудничая с Ричард Джинори как керамист, с театром Ла Скала – в качестве художника по костюмам; разрабатывал дизайн мебели для самых знаменитых брендов. Ещё он известен как архитектор, спроектировавший башню небоскрёба Пирелли в Милане.
Сфера его профессиональных интересов простиралась от сценографии до проектирования светильников, стульев, кухонной мебели, интерьеров круизных лайнеров. В молодости он разделял идеи Венского сецессиона о сочетаемость традиционного прикладное ремесла и современного искусства. Его любовь к неоклассицизму пользовалась поддержкой среди фашистского руководства Италии, исповедовавшего идеи «спасения итальянской идентичности», «возрождения величия Римской Империи», наиболее полно воплотившиеся в зданиях, построенных архитектором Пьячентини.
Здание компании Пирелли
В пятидесятые годы стиль Понти стал более инновационным, но всё ещё сохраняет черты неоклассицизма. Именно таково второе здание офисов Монтекатини, построенное по проекту Понти в 1951 году. Но самая известная работа архитектора этого периода – небоскрёб Пирелли (1955-1958 год). Изящное здание похоже на стеклянный кристалл, врезающийся в небо. Его прозрачный фасад окантован с боков двумя чёрными вертикальными полосами. Несмотря на его роскошь, здание можно вполне отнести по стилистике к итальянскому модерну.
Небоскрёб Пирелли в Милане (1956-1961)
Стиль постройки можно определить как рационализм. Башня в плане представляет собой два зеркальных блока, разделённых центральным коридором. Снаружи здание имеет форму кристалла.
Собор Богоматери в Таранто (1970)
Религиозное здание было спроектировано Понти так, чтобы оно стилистически сочеталось с морскими традициями города. «Парус» собора отражается в трёх бассейнах, символизирующих море, расположенных напротив его фасада. Джо Понти так комментирует этот проект: «Я подумал: «А может, два фасада?». Малый на вершине лестницы, где находятся входная дверь церкви. Большой фасад, открытый ветру, доступен только взгляду. Его восемьдесят проёмов открыты в необъятность и символизируют мистическое измерение…».
В тёмно-зелёном интерьере церкви можно любоваться ажуром стен и одной непрерывной фреской с евангельскими сюжетами. Отделку можно назвать весьма лаконичной.
Палаццо Монтекатини
Как архитектор Понти спроектировал здание математической школы для Университетского городка в Риме в 1934 году, ставшее одной из первых построек в стиле итальянского рационализма. В 1936 году он построил первый офис для компании Монтекатини в Милане. Оно воплощает собственный стиль архитектора, характеризующийся деталями отделки, утончённой элегантностью образа, дизайнерским подходом к архитектуре.
Отель Hotel Parco dei Principi в Соренто
В 1950 году Понти занялся проектированием «оборудованных стен» – стен фабричного производства для самых разных нужд, соединив в единую систему аппараты и устройства, прежде использовавшиеся по отдельности.
«Оборудованные стены» от Джо Понти
В 1950 году Понти занялся проектированием «оборудованных стен» – стен фабричного производства для самых разных нужд, соединив в единую систему аппараты и устройства, прежде использовавшиеся по отдельности.
Стул «Кассина суперледжера» (1957 г.)
Понти запомнился нам и своим стулом «Суперледжера» (1955 г., компания «Кассина»), построенным на основе прототипа «Кьявари», выпускавшегося до этого ремесленным способом.
Этот шедевр дизайна – идеальный пример соответствия формы и содержания, новой экспрессивности модерна. Джо Понти рассказывает о его создании так: «Я следовал логике технического прогресса, непрестанно облегающего прежде тяжёлые вещи. Избавляясь от лишнего материала, достигаешь предела, где форма становится выражением конструкции, без мудрствований и изысков. Именно так достигается максимальное удобство и функциональность».
Светильники «Фонтана Арте» (1930-1933)
В 1930 году началось сотрудничество между Луиджи Фонтаной и Джо Понти, выразившееся в создании светильников «0024’» и «Билия». В 1933 году Понти с Фонтаной основывают «Фонтана Арте», занимающуюся разработкой предметов искусства из стекла. Компания приобрела небольшую, но известную миланскую мастерскую Пьетро Кьезы, специализирующуюся на художественной обработке стекла и изготовлении витражей. Сотрудничество Понти, Кьезы и Фонтаны сделала компанию мировым лидером в своей области.
Фарфор «Ричард-Джинори» (1923-1929)
В ту пору, когда керамика «Ричард-Джинори» выиграла гран-при на Всемирной выставке 1925 года в