Этому древнему месту удалось пронести через века средневековый облик; особенно это заметно в старом городе, возведённом на склонах вблизи старинного замка. Этот район до сих пор носит название «Арабат» — в память о сарацинах, некоторое время владевших городом в средние века. Улочки в Арабате узкие и нередко оканчиваются тупиками, а дома строились на одну семью рядами сверху вниз, чтобы подстроиться под ландшафт: настолько, что горная порода во многих домах служит одной из стен.
В Пьетрапертозе вообще кажется, что скалистый ландшафт — главная точка отсчёта. Многочисленные лестницы и лесенки ярко иллюстрируют тот способ сосуществования города, его жителей и ландшафта, который выработался здесь. Природа здесь едва ли не врывается в жизнь людей, и игнорировать её невозможно, поэтому необходимо сделать её частью городского организма. Название городка восходит к ещё более древнему поселению Пьетраперчата (что в переводе значит «камень с отверстием» — отсюда была видна скала со сквозным отверстием), а расположение на отметке 1088 метров высоты делает его самым высокогорным населённым пунктом в области Базиликата. Окрестные горы хорошо защищают жителей от потенциальных атак из долины. По сути, это крепость естественного происхождения, позволяющая контролировать всю долину Базенто: неудивительно, что люди начали селиться здесь с глубокой древности.
Приехав в Пьетрапертозу, нужно обязательно посетить замок: нельзя лишать себя такого эффектного и необычайно красивого зрелища, которое даже описанию поддаётся с трудом. Отсюда взгляду доступны горы, леса, блеск воды в горных потоках и реках, холмы, долины, которые чередуются и накладываются друг на друга повсюду, насколько хватает глаз; на вершине испытываешь пьянящее ощущение, будто ты завис между небом и землёй.
Точных данных об основании города у нас нет. Гипотезы, наиболее заслуживающие доверия, указывают на период около IV в. до н.э., когда в верхней и средней части долины Базенто обитало племя утийцев. Более уверенно можно говорить об эпохе начиная с X в. н.э., когда укреплённое поселение занял отряд сарацин во главе с греком по имени Лука, принявшим ислам. Отсюда этот отряд регулярно совершал набеги на соседние поселения, пока его не вытеснил византийский наметник (катепан). Впоследствии город перешёл к норманнам, которые расширили замок, чтобы обеспечить лучшую защиту на случай новых нападений. Крепость построена прямо на скале и господствует над жилыми кварталами Пьетрапертозы; чтобы попасть в неё, нужно подняться по лестнице, которая находится на окраине городка, там, где кончаются жилые дома.
До наших дней дошла часть внешних стен крепости, входные ворота, построенные из больших каменных блоков в виде немного опущенной полукруглой арки, сторожевая башня и несколько помещений, высеченных в скале. Точно так же, прямо в породе вырезана лестница, ведущая к наблюдательному пункту (через арку, построенную из песчаника). Учёные установили, что большая часть элементов сооружения, высеченных в скале, скорее всего появились ещё на этапе строительства цитадели, в то время как северная часть замка содержит архитектурные детали, датируемые XV-XVI вв., когда в городе сменились хозяева.
Стоит заглянуть и в соборную церковь Сан-Джакомо-Маджоре, основанной в XV в. на месте более древнего здания. Её художественная ценность огромна: внутри можно полюбоваться различными произведениями местного искусства с XV по XVIII вв. Фрески с изображением Страшного суда и эпизодов жития Христова — работа Джованни Луче, а полотна «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1606 г.) и «Мадонна-дель-Кармине с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Франциском» (того же времени) принадлежат Пьетро Антонио Ферро. Ему же приписывается картина «Господь благословляющий».
Поднимаясь в город по улице виа-Гарибальди, невозможно не обратить внимание на многочисленные благородные палаццо, фасады которых украшают каменные порталы с изображением цветов, квадратов, надписями или гербами; глядя на них, вспоминаешь об исчезнувших дворянских семьях, их вкусу к искусству и образу жизни прошлых веков.
На окраине городка расположен монастырь святого Франциска Ассизского, основанный в 1474 г. и также богатый произведениями искусства. Комплекс монастырских построек, которые неоднократно переделывались за прошедшие века, располагается вокруг квадратного дворика-клуатра. У западной стороны дворика находится церковь с единым нефом, деревянным стропильным потолком и квадратным пресвитерием со сводчатой крышей. Главная достопримечательность церкви — полиптих на противоположной от входа стене, предположительно кисти Джованни Луче, с изображением Бога-отца, Оплакивания Христа, Благовещения и святых; стоит обратить внимание и на деревянную статую Мадонны-делле-Грацие в небольшой часовне. Тому же Луче принадлежат фрески на стенах пресвитерия (1400-1430 гг.) с изображением сцен из жития Христова и жития святого Франциска. В нефе есть и другие произведения высокого качества: фреска Антонелло Палумбо «Мадонна с младенцем и святыми Петром и Павлом» (1498 г.), фреска Никола да Нови «Мадонна-дель-Розарио со святыми Иоанном Богословом и Иоанном Крестителем», а также картины Пьетрафезы «Святой Антоний» (1631 г.) и Франческо Гумы «Богородица» (1628 г.). Наверху расположены хоры, украшенные резными деревянными панелями выдающейся художественной ценности (XVI в.).