Французский писатель Ги де Мопассан назвал Палатинскую капеллу «самой удивительной религиозной драгоценностью, порожденной человеческой мыслью» («Бродячая жизнь», глава «Сицилия»). Здесь те многочисленные и разнообразные элементы, из которых состоит Сицилия, — европейский, сицилийский, византийский, арабский, — образовали единый ансамбль.
По планировке капелла — это базилика с тремя нефами, разделёнными гранитными колоннами с пышными позолоченными коринфскими капителями. Западный вкус, пусть и не без южного влияния, просматривается в украшенном инкрустацией полу и ступенях, балюстрадах и нижней части стен, а также в гигантском амвоне (помосте для проповедей), одетом в золото, малахит и порфир, и в пасхальном канделябре. Последний был подарен архиепископом в честь коронации Вильгельма I (сына Рожера II) и представляет собой самый настоящий мраморный бестиарий.
Мозаики Палатинской капеллы — лучшие образцы византийской мозаики, равных которым нет ни в одной константинопольской церкви. Среди прочих выделяются Христос Пантократор на куполе, окружающие его ангелы и евангелисты, погружённые в свои исследования; это самые древние из здешних мозаик.
Наконец, исламская традиция представлена здесь редчайшим деревянным потолком, состоящим из ячеек-«мукарн» (от араб. «сталактиты»). Это классический тип потолка, который часто встречается в крупных и изящных мечетях, но никогда — в христианской церкви. Ячейки украшены сложносочинённым декором, уникальным в исламской художественной традиции, поскольку здесь присутствуют изображения людей. Дело в том, что в толерантной атмосфере норманнского Палермо арабские художники, видимо, имели необходимую степень свободы, чтобы отважиться запечатлеть такие сюжеты. Так что, если захватить с собой бинокль, сегодня можно различить реалистичные сцены из повседневной жизни сановников и занятых делами служанок.