Поиск

Поиск

Мавзолей Галлы Плацидии

В то время как снаружи это кирпичное здание аскетично и неприметно, внутри него – настоящий взрыв цвета и света.

 

Такой контраст минималистичной архитектуры и роскоши золоченых мозаик призван продемонстрировать саму суть христианина: простого с виду, но с богатым внутренним миром. Сегодня мы узнаем некоторые любопытные факты об истории, мистике и символике Мавзолея Галлы Плацидии.

© Ravenna Turismo.com

В тихой провинциальной Равенне, которая в свое время побывала поочередно столицей Западной Римской империи, Королевства остготов, Равеннского экзархата и Лангобардского королевства, сохранилось немало византийских построек. Восемь из них внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а та, о которой пойдет речь, до сих пор умеет приворожить каждого путешественника мгновенно и навечно.

Как появился столь своеобразный памятник? Он предназначался для захоронения Галлы Плацидии, дочери римского императора Феодосия Великого. Девушка обладала независимым характером и была ревностной христианкой, чрезвычайно связанной с мистической стороной религии. Ее жизнь пришлась на самый закат империи, поэтому вышла довольно бурной, полной неожиданных поворотов, как в авантюрном романе.

© Shutterstock.com

Во время печально знаменитого разграбления Рима, юная Галла попала в хищные руки короля вестготов Алариха I, а после его смерти на знатной заложнице женился новый король Атаульф. Оставшись вдовой спустя всего год после свадьбы и едва успев вернуться в родной Рим, королева была вновь насильно выдана замуж за полководца Констанция. Во втором браке родились дочь Гонория и сын Валентиниан. После кончины второго мужа, пока наследник был малолетним, Галле довелось стать регентшей и управлять Западной Римской империей. Скончалась она в 450 году, в канун нашествия полчищ гуннов под предводительством Аттилы.

Задолго до своего ухода, любившая искусство и молитвы императрица повелела построить гробницу, чтобы разместить как свои останки, так и тела ее мужа и брата. Идея заключалась в том, чтобы создать священное место, похожее на предместье рая. Однако и тут что-то пошло не так. Несмотря на то, что внутри мавзолея хранятся три саркофага, по мнению ученых, Галла Плацидия умерла не в Равенне, а в Риме, где и была захоронена. Остается загадкой, чье тело тогда можно было увидеть на протяжении всех Средних веков в усыпальнице, предназначенной для правительницы?

© Wikimedia Commons

Дело в том, что, по сохранившимся сведениям, через специальное окошко-глазок в саркофаге можно было хорошо разглядеть забальзамированную женщину, восседавшую на кипарисовом троне. Но в 16 веке местные дети, как раз во время подглядывания, случайно уронили в отверстие свечу – и тело сгорело, не оставив шансов узнать, кому оно принадлежало.

Как бы то ни было, в мавзолее Галлы Плацидии и сегодня ощущается чье-то незримое присутствие. Достаточно просто присмотреться к тому, как сюда входят посетители: сначала робко переступая порог со склоненной головой и только потом, как будто получив добро от высших сил, поднимая взгляд вверх, к сияющему потолку. И тогда они наконец видят рай.

Золотые звезды на глубоком синем фоне покрывают стены и своды. Гирлянды цветов и фруктов украшают арки. Радужное облако мозаики маскирует структурные соединения, сглаживает края, деформирует контуры. Кусочки смальты с различными углами наклона отражают свет солнца, которое просачивается сквозь длинные узкие окна, и разбивают его на мириады тонких цветных лучей. Причем все мозаики, от Христа и апостолов до стада овец и мучеников, были сделаны отнюдь не в случайном порядке. Согласно ученым, они представляют собой этапы древней заупокойной литургии: от очищения от грехов до принятия души в рай.

Художники, создавшие эти мозаики, хотели отразить идею иного, высшего мира, где царит дух. Может быть, поэтому после посещения мавзолея хочется молчать, размышлять и вдохновляться. Недаром утверждают, что именно здесь швейцарский психоаналитик Карл Юнг почувствовал подстегнувшую его к новым исследованиям связь с императрицей через толщу веков. А композитора Коула Портера Галла Плацидия сподвигла на написание песни «Ночь и день», знакомой нам в интерпретации Эллы Фицджеральд.

 

Место
Эмилия-Романья
Ключевые слова
мозаика, Равенна

Похожие материалы

Куда поехать

7 причин увидеть Равенну

Эмилия-Романья
Посмотреть
Борги

Мозаика деревни Индикаторе

Тоскана
Посмотреть
Культура и искусство

Мозаика кафедрального собора Отранто

Апулия
Посмотреть
Куда поехать

Выходные в Равенне

Эмилия-Романья
Посмотреть
Культура и искусство

Аквилея

Фриули-Венеция-Джулия
Посмотреть
Подробнее о регионе

Эмилия-Романья

Посмотреть
Культура и искусство

  Подписаться на рассылку