Поиск

Поиск

Королевская резиденция в Казерте

Рассказываем о королевской резиденции в Казерте – одной из крупнейших резиденций Европы, внесённой в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов. Четыре дворцовых корпуса вобрали в себя лучшее из французского Версаля и испанского Эскориала.

И резиденция, и дворец вошли в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 году. Это одно из тех мест, которое нельзя не посетить, путешествуя по Италии. Мы публикуем две статьи, посвящённые парку и самой резиденции, любезно предоставленные интернет-изданием Arte.it.

Королевский дворец – ядро монументального комплекса Реджа-ди-Казерта (Reggia di Caserta). Он был спроектирован архитектором Луиджи Ванвителли по заказу короля Неаполя и Сицилии Карла III из династии Бурбонов. Прямоугольное в плане сооружение разделено на четыре внутренних двора двумя поперечно расположенными корпусами. В месте их пересечения Ванвителли первоначально планировал разместить купол, однако эту идею реализовать не удалось; вместо купола комплекс венчает небольшая башенка-лантерна. Общая площадь дворца составляет 47 000 квадратных метров, а высота – 41 метр.

 

Парадная лестница

Казерта. Королевский дворец. Парадная лестница © paula soler-moya / flickr.com

От главного входа дворца начинается длинная галерея, проходящая через весь дворец насквозь, создавая эффект подзорной трубы. Она проходит по одной линии с «дорогой воды» — длинной цепочкой фонтанов и бассейнов с водопадом у подножия горы Бриано. В середине галереи находится восьмиугольный нижний вестибюль, из центра которого видны все четыре внутренних двора.

Справа начинается парадная лестница, сердце дворца, превосходный сплав двух начал: классицизма и барочной театральности. Длинный центральный пролёт увенчан двумя мраморными львами. Далее он раздваивается, переходя в боковые параллельные марши. На задней стене лестницы можно увидеть три ниши со статуями, чьё символическое значение архитектор Ванвителли подробно описал в «Экспликации чертежей».

Казерта. Королевский дворец. Статуи на парадной лестнице © glogog / flickr.com

Статуи эти должны были быть выполнены из мрамора, однако судьба распорядилась так, что их создание остановилось на этапе гипсовых прототипов. Центральная фигура изображает королевское величие, а аллегории по сторонам от неё — достоинство и истину; авторы скульптур — соответственно Томмазо Солари, Андреа Виолани и Гаэтано Саломоне. На площадке, где лестничный пролёт раздваивается, можно одновременно насладиться лучшим видом на оба вестибюля, нижний (где доминирует гигантская статуя Геракла) и верхний, ведущий в старинные апартаменты.

 

Свод

Отдельного упоминания заслуживают конструкторские решения, которые Ванвителли выбрал при проектировании королевского дворца в Казерте; этому аспекту комплекса посвящён специальный маршрут под названием «Королевская лестница от небес и до земли».

Казерта. Королевский дворец. Деталь свода © selena morgillo / flickr.com

Из верхнего вестибюля можно попасть на верхний уровень здания и полюбоваться потолками. Часть из них расписаны: например, художник Джироламо Стараче Франкис (1730-1794 гг.) изобразил здесь резиденцию Аполлона, а по сторонам от неё поместил четыре медальона с аллегориями времён года; по мысли Франкиса, эта композиция символизирует поддержку искусств монархом. Здесь же, на специальном уровне под вторым сводом, когда-то располагались музыканты, которые должны были сопровождать продвижение гостей двора по залам резиденции.

 

Палатинская капелла

Казерта. Королевский дворец. Интерьер Палатинской капеллы © Matteo Cozzi / Shutterstock.com

В бельэтаже дворца, над верхним вестибюлем, расположена Палатинская капелла, открытая на Рождество 1784 г. Её план напоминает план Королевской капеллы в Версале: у неё однонефная структура с полом из полихромного мрамора и бочкообразным кессонированным сводом. Два боковых прохода по сторонам капеллы ведут в сакрестию, где размещается музей сакральной утвари.

Круглая лестница справа от входа ведёт на королевскую трибуну и к верхней галерее, где по сей день можно лицезреть, какой урон нанесла зданию бомбардировка 27 сентября 1943 г.

На главном алтаре, в обрамлении двух парных колонн с желобами, установлена картина Джузеппе Бонито (1707-1789 гг.) «Непорочное зачатие» — единственное уцелевшее полотно из тех, что были заказаны для этой капеллы. В области апсиды также располагается алтарь — на самом деле это лишь модель, его планировали выполнить из драгоценного мрамора различных видов, но планам этим не суждено было сбыться.

 

Зал алебардщиков

Казерта. Королевский дворец. Зал алебардщиков © Arte.it

Своды первого зала апартаментов украшает фресковая роспись Доменико Мондо (1723-1806 гг.), изображающая «Оружие дома Бурбонов, которое поддерживают добродетели»; подготовительный эскиз к этой росписи хранится в музее Лувра. Стены отделаны лепными трофеями и оружием работы скульпторов Анджело Брунелли (1740-1806 гг.) и Андреа Кали (ок. 1775-1877 гг.); этот декор был создан между 1786 и 1789 гг. Убранство зала состоит из мебели неаполитанского производства второй половины XVIII в. На консолях установлены мраморные бюсты королев Обеих Сицилий. Люстры в этом и следующем зале сделаны в XIX в. из позолоченной бронзы, а полы — из терракоты, расписанной под мрамор.

 

Зал личной охраны

Казерта. Королевский дворец. Зал личной охраны © dan / flickr.com

Второй зал апартаментов, спроектированных Ванвителли для короля, за его богатый лепной декор также называют «Залом лепнины»: стены его украшают двенадцать барельефов.
У правой стены, по центру установлен памятник Алессандро Фарнезе в одеяниях римского полководца. На сводах зала художник Джироламо Стараче Франчис изобразил «Славу государя и двенадцать провинций королевства».

 

Салон Александра

Казерта. Королевский дворец. Салон Александра © Arte.it

Салон Александра — это третий зал в королевских апартаментах; он целиком посвящён прославленному македонскому военачальнику. Он расположен прямо по центру главного фасада дворца и отделяет помещения XVIII в. от залов XIX в. Своды салона расписаны в 1787 г. сицилийцем Мариано Росси (1731-1807 гг.), изобразившем здесь «Свадьбу Александра Великого и Роксаны», дабы тем самым восславить мир и процветание королевства. Над камином помещается мраморный горельеф с изображением Александра в профиль в обрамлении лавровых ветвей.

 

Зал Марса

Казерта. Королевский дворец. Зал Марса © Arte.it

Этот зал — первое из помещений, которые относятся к апартаментам наполеоновского маршала и короля Неаполитанского королевства Иоахима Мюрата. Неоклассицистический декор здесь прославляет военные доблести, позволившие французам завоевать королевство; зал посвящён античному богу войны Марсу. Отделкой и украшением зала по заказу Мюрата занимался архитектор Антонио де Симоне.

 

Зал Астреи

Зал Астреи, предназначенный для «высокопоставленный служащих, посланников, государственных секретарей и других привилегированных персон», назван по росписи на своде, изображающей «Триумф Астреи». Согласно античным мифам, эта богиня символизировала правосудие и жила среди людей в Золотой век.

Казерта. Королевский дворец. Зал Астреи © Matyas Rehak / Shutterstock.com

Проект декора этого зала также выполнил архитектор Де Симоне по заказу Мюрата; также в работах участвовал Этьен Шерубен Леконт. Роспись на своде выполнил француз Жак Берже (1754-1822 гг.); на ней изображена богиня Астрея в окружении аллегорий истины и невинности, а также бегущих прочь «самоуправства, невежества и ошибки».
Пол с орнаментом лабиринта выполнен из каррарского мрамора.

 

Тронный зал

Тронный зал призван возвеличить абсолютную власть монарха. Он имеет более 40 метров, залит светом из шести высоких окон и украшен позолотой. Проектировался он долго, и в ходе работ претерпел различные изменения. Начало было положено в 1811 г., в период правления Мюрата, а закончились работы лишь в 1859 г. Длинные стены украшены 28 пилястрами коринфского ордера, чьи резные капители украшены символами династии Бурбонов. Архитрав, опоясывающий зал над пилястрами, составлен из портретов правителей, а в центре зала помещена фреска «Закладка первого камня дворца 20 января 1752 г.), выполненная в 1844 г. неаполитанцем Дженнаро Малдарелли (ок. 1769 – 1858 гг.).

Казерта. Королевский дворец. Тронный зал © Istituto centrale per il Catalogo e la Documentazione

В глубине зала расположен трон. Он выполнен из резного позолоченного дерева, и его подлокотники в форме крылатых львов с сиренами (символами Неаполя) по бокам фигурируют на целом ряде официальных портретов правителей из династии Бурбонов. Согласно мифологии, сирена Партенопа, так и не сумев соблазнить Одиссея своими сладостными песнями, покончила с собой в Неаполитанском заливе. Три дня её тело носило по волнам, пока наконец не прибило к берегу на островке Мегарида, где впоследствии и возник город Неаполь.

Казерта. Королевский дворец. Трон (деталь) © Arte.it

Трон из Казерты, судя по основанию из крашеного в чёрный дерева с четырьмя ручками, предназначался для кораблей. По всей видимости, Фердинанд I, король Обеих Сицилий, пользовался им в неаполитанском королевском дворце после своего возвращения на неаполитанский престол.

 

Апартаменты Мюрата

Казерта. Королевский дворец. Апартаменты Мюрата © Arte.it

Работы, проводившиеся по воле Мюрата, затронули также ряд помещений, расположенных за тронным залом. Росписи потолков на сюжеты из античной мифологии и греческой литературы, были выполнены по большей части неаполитанцем Джузеппе Каммарано. В апартаментах Мюрата также можно посмотреть на мебель и картины.

 

Придворный театр

Придворный театр, очень похожий на неаполитанский театр «Сан-Карло», расположен на западной стороне резиденции в Казерте. Он размещается внутри здания дворца и предназначался исключительно для придворных. Молодые венценосные супруги, Фердинанд и Мария Каролина, открыли этот театр в 1769 г.

Зал имеет классическую форму лошадиной подковы с пятиуровневой галереей и колоннами из алебастрового мрамора, который добывали неподалёку отсюда, в карьерах Джезуальдо. Благодаря специальному входу король имел возможность попасть напрямую в королевскую ложу.

Казерта. Королевский дворец. Придворный театр © Italparchi.it

Сцена, обрамлённая аллегорическими статуями музыки и трагедии, снабжена порталом, выходящим в парк; это позволяло создавать эффектную сценографию с участием самой природы.

Полезная информация

Адрес: Viale Douhet, 2/A, Caserta (CE)
Телефон:+39 0823 448084

Расписание:

Январь, февраль, ноябрь, декабрь: 8:30 – 14:30
Март: 8:30 – 16:00
Апрель: 8:30 – 17:00
Май: 8:30 – 17:30
Июнь, июль: 8:30 – 18:00
Август, сентябрь: 8:30 – 17:30
Октябрь: 8:30 – 16:30

Цена билетов: Парк и Английский сад: полный € 12, льготный € 6

Как добраться:
Самолётом: 24 км от международного аэропорта Неаполя – Каподикино
Автомобилем: из Рима по автостраде A1 (Милан – Неаполь), съезд Казерта-Норд. Из Неаполя / Салерно / Бари. Автострада A30, съезд Казерта-Суд
Поездом: В Казерту из Рима и Неаполя идут высокоскоростные поезда. Далее 5 минут пешком от вокзала.

Место
Кампания
Ключевые слова
искусство, история, Казерта, Юнеско

Похожие материалы

Культура и искусство

Знаменитые русские в Лигурии

Лигурия
Посмотреть
Культура и искусство

Укрощая камень: от Капрезе до Рима с Микеланджело

Тоскана, Лацио
Посмотреть
Куда поехать

Термы Тосканы: от Сатурнии до Баньо-Виньони

Тоскана
Посмотреть
Куда поехать

Пестум

Кампания
Посмотреть
Культура и искусство

Палатинская капелла в Палермо

Сицилия
Посмотреть
Культура и искусство

Керамика Виетри-суль-Маре

Кампания
Посмотреть
Культура и искусство

  Подписаться на рассылку